Проектирование и строительство домов

Проектирование и строительство домов

» » Кто он, современный инженер? — Новости Проектории. Большая энциклопедия нефти и газа

Кто он, современный инженер? — Новости Проектории. Большая энциклопедия нефти и газа

Кто он, современный инженер?

Новости технологий

Какие образы возникают у вас в голове при словах «инженер XXI века»? Небритый мужчина среднего возраста в очках и с отверткой в руке? Молодой человек в каске, нажимающий на кнопки пульта управления суперсложного роботизированного станка? Или это вообще девушка? «Чердак» анализирует, какими будут инженеры будущего.

Гений-одиночка или командный игрок?

Социологический опрос, проведенный в 2014 году Аналитическим центром Юрия Левады, показал, что большинство респондентов не представляют себе инженера как замкнутого, необщительного человека. Видимо, это сказывается наследие советской инженерно-технической культуры. Вспомним повесть братьев Стругацких «Понедельник начинается в субботу», которая передает тот самый идеализированный заговорщицкий дух коллективного технического творчества. Инженер решает важные для общества задачи в команде, советуясь с «коллегами по цеху». К слову, эта книга действительно влияет на выбор профессии инженера. «Когда я проводил интервью в рамках исследования культуры инженеров, эту повесть упоминали практически все, даже молодые. Они говорили, что фантастика в целом играла значимую роль в момент их профессиональной социализации», – рассказывает Роман Абрамов, доцент департамента социологии факультета социальных наук НИУ ВШЭ. Исследование Абрамова показало, что инженеры ориентированы на обмен идеями и мнениями. Внутри их профессиональных сообществ, несмотря на то что во многих современных компаниях введена индивидуальная оценка достижений, есть стремление к взаимопомощи, обмену знаниями, коллективности.

Конечно, развитие технологий в инженерной индустрии усиливает автоматизацию и дифференциацию труда, но вряд ли это приведет к тотальной индивидуализации. Продукты инженерной мысли часто требуют коллективных усилий, а значит - коммуникации.

Коммуникации и креативность

Большинство людей, высказывавшихся в рамках упомянутого уже социологического опроса, не согласились с утверждением о том, что «инженеры часто являются слегка чудаковатыми людьми».

Современные инженеры начинают понимать, что важно не только произвести товар, но еще и представить его, а значит, необходимо налаживать коммуникации не только внутри профессионального сообщества. Многие инженеры принимают участие в профессиональных выставках, профильно-отраслевых конференциях. Они начинают ощущать себя полноценными участниками большой рыночной игры. «Я в поезде брал интервью у инженеров, которые занимались сложным радиоэлектронным оборудованием, они как раз ехали в другой город для того, чтобы представить заказчику свою продукцию и наладить необходимые связи», - рассказывает Роман Абрамов.

Конечно, стоит учитывать специфику отрасли. Например, инженеры закрытых конструкторских бюро и предприятий не очень-то общаются с внешним миром. Да и целиком взять на себя функции маркетолога или пиарщика инженеры не могут, однако налаженная коммуникация инженера одной компании с представителем другой сегодня крайне важна. Более того, умение продавать произведенный товар и общаться с заказчиками дает инженеру возможность заниматься выполнением частных заказов и даже пробовать себя в предпринимательстве.

Инженерная культура

Во время семинара по техно-инновациям в Лаборатории экономико-социологических исследований ВШЭ социологи представили итоги исследования инженеров, занявшихся инновационным предпринимательством. Опрос проводился в четырех странах: Тайване, Южной Корее, России и Финляндии. Выяснилось, что для российских инженеров моменты, связанные с творчеством, креативностью, созданием чего-то нового, важнее чем просто заработок. Для инженеров из других стран мир творчества второстепенен. «Заработок для наших технарей, безусловно, важен, но еще значимее, чтобы получаемые деньги были связаны с производством чего-то нового. И в этом смысле они - наследники мира вдохновения, преемники советской научно-технической культуры», - уверен Абрамов. Советская инженерная культура многое взяла от советского идеализма, который особенно стал проявляться в начале 60-х годов. Характерная черта - это, например, постоянные переработки. Не работа от звонка до звонка для того, чтобы решить какую-нибудь узкую проблему, а творческий процесс, направленный на создание чего-то масштабного, у которого нет временных рамок. Советская инженерная смекалка - феномен, который появился благодаря симбиозу фундаментального широкого советского технического образования и плохого менеджмента конструкторских бюро. Достаточно часто инженерам приходилось работать без необходимых материалов и ресурсов, так что им надо было выкручиваться и придумывать нестандартные решения.

Важная особенность инженерной культуры в России - стремление изобретать сложные, нестандартные, творческие подходы, а не просто решать стандартные проблемы в рамках своей узкой области.

Минус такого подхода - отсутствие по-настоящему глубоких знаний в той узкой области, которой человек занимается. Плюс - в универсальности: такие специалисты-«эрудиты» успешнее создают что-то новое. «В будущем у нас, скорее всего, будет движение в сторону узкого специалиста по западной модели, - считает Роман Абрамов. - Я брал интервью в одной инновационной компании, которая поставляет техническое оборудование для нефтегазовой отрасли. Все взрослые инженеры говорят, что те молодые специалисты, которые приходят к ним на работу, - хорошие, но другие. Они заточены на решение более узких, конкретных проблем».

«Переосмысление инженерного образования»

Так называется книга, написанная авторским коллективом во главе с Эдвардом Кроули, президентом Сколковского института науки и технологий. В ней описывается подход CDIO (Conceive, Design, Implement and Operate - осмысляй, создавай, претворяй в жизнь и управляй) - один из путей реформирования современного инженерного образования.

Возрастающая роль технологий в жизни общества, новые научные открытия, стирание границ между странами и академическая мобильность, изменение гендерных стереотипов и, наконец, государственная политика - все эти факторы формируют запрос на изменения в инженерном образовании.

Эксперты полагают, что сегодняшний выпускник технического вуза должен уметь планировать, проектировать, производить и применять комплексные инженерные объекты, процессы и системы с добавленной стоимостью в современных условиях командной работы. Более того, у него должны быть компетенции, которые позволят управлять всеми этими процессами.

Современный инженер должен понимать, как именно научный и технический прогресс будет воздействовать на общество. Для этого его знания не должны ограничиваться естественно-научными и техническими дисциплинами - он должен разбираться в истории, экономике, социологии, психологии, литературе и искусстве. Только так, полагают эксперты, можно создавать оптимальные инженерные решения.

«Современные студенты должны уметь совмещать естественные и информационные науки на нано-, микро- и макроуровнях, владеть профессиональной этикой и ощущать социальную ответственность, быть творческими личностями и новаторами, иметь развитые навыки устного и письменного общения. Студенты должны быть готовы стать гражданами мира и понимать, какой вклад могут внести инженеры в развитие общества», - подытоживает запросы современного общества к этой важнейшей профессии президент Национальной инженерной академии США Чарльз Вест.

Так что инженер XXI века - это по-настоящему инновационная профессия, истинная профессия будущего.

В ХIХ и ХХ веках Россию называли страной инженеров и изобретателей. Институты советского времени готовили инженерные кадры чуть ли не самой высокой квалификации в мире.

В настоящее время, несмотря на инновации, а также предпринятые в последние годы значительные инвестиции в образование и науку, наша страна продолжает заметно отставать от мировых лидеров по основным показателям, определяющим уровень научно-технологического развития. Доля России на мировом рынке наукоёмкой продукции составляет всего 0,3-0,5 процента, в то время как доля США достигает 36 процентов, Японии - 30, Германии - 17. Перемены в экономике могут быть реализованы только при наличии высококвалифицированных инженерных кадров.

Что надо изменить в системе высшего образования, чтобы вернуть российской инженерно-технической школе былую славу? Об этом рассуждают ученые Алтайского государственного технического университета им. И.И. Ползунова Борис СЁМКИН, доктор физико-математических наук, профессор, и Татьяна СВИТ , кандидат технических наук, профессор.

  • Нужны ли России инженеры?

На этот счет никаких сомнений. Без инженерного творчества, креативного мышления, изобретательности никакой технический прогресс невозможен.

Сейчас нередко можно услышать, что в нашей стране - перепроизводство инженеров. Действительно, в настоящее время численность специалистов с высшим образованием составляет свыше 14 млн. человек, и более трети из них - инженеры. А существующий рынок труда соответствует в основном потребностям узкого круга отраслей по добыче, переработке, транспортировке сырья, коммуникациям, жизнеобеспечению населения, безопасности страны и т.п. Для них необходимы геологи и горные инженеры, нефте- и газопромысловики, конструкторы и технологи, механики и строители, электрики и теплотехники, специалисты в области информационных технологий и некоторые другие. В названных отраслях на всей огромной территории нашего государства происходит и будет происходить естественная ротация инженерных кадров. Но, поскольку страна постепенно становится на рельсы инновационной экономики, начнут интенсивно развиваться и другие отрасли, подчас хорошо забытые. Поэтому однозначно - в будущем выпускники инженерных специальностей будут пользоваться большим спросом.

Президент Российской Федерации Д.А. Медведев на встрече с томскими студентами в феврале 2010 года отметил: «В ближайшие пять лет для создания инновационной среды в России потребуются выпускники технических специальностей - инженеры в области компьютерных технологий, биологии, физики, химии». Он считает, что повышение заработной платы инженерно-техническим работникам и создание новых современных производств являются главными условиями для повышения престижа профессии инженера.

В соответствии с правительственной Программой развития экономики в ближайшие годы активизируются все отрасли данной сферы и, в первую очередь, ее важнейшее звено - промышленность. В связи с этим одновременно с подъемом спроса на инженерные кадры ожидается многократное усложнение деятельности специалистов технического профиля. Серьезный дефицит кадров высокой квалификации наблюдается и сейчас практически во всех отраслях промышленного производства. Российское общество остро нуждается в инженерах новой формации, инноваторах. А таких сегодня, по нашему мнению, явно недостаточно. С ростом инвестиций в сферу высокотехнологичного и наукоемкого труда потребность в высококвалифицированных специалистах будет увеличиваться.

Еще в 2008 году на съезде Ассоциации технических университетов в МВТУ им. Баумана отдельные фирмы заявили, что согласны оптом брать инженеров и технологов. Несмотря на это выпускники технических вузов зачастую предпочитают трудиться офисными работниками или продавцами. А если и появляются в цехах, то редко соответствуют новым инновационным программам развития производства. Вот и получается: инженеров много, а выбирать не из кого. Наступило время, когда количественное увеличение численности выпускников инженерных специальностей необходимо заменить качественным ростом.

  • Чем объясняется снижение интереса к техническим профессиям?

С одной стороны, результатами беспрецедентной приватизации государственной собственности в 1992-1995 годах, перепрофилирования целого ряда производств и закрытием многих предприятий и организаций, что сущест венно отразилось на трудоустройстве молодых специалистов. С другой стороны, дают себя знать несравнимо более высокие затраты умственного труда на обучение техническим специальностям, сложность и ответственность труда, относительно тяжелые и часто вредные условия работы на промышленных предприятиях. Все это отпугивает современную молодежь. Понимая, что освоение технических наук намного сложнее, чем гуманитарных и социально-экономических, она выбирает более легкий путь к знаниям. Немаловажную роль при выборе профессии играет и позорно низкая оплата труда инженера на государственных предприятиях и даже в производственно-коммерческих фирмах, по сравнению с намного более высокой зарплатой юристов и экономистов.

  • Какими качествами должен обладать современный инженер?

Задачи реформирования российской экономики по силам специалистам, знающим современную технику и технологии, обладающим креативным мышлением и способностью к изобретательству. Современный инженер - это не только хороший производственник, а специалист, понимающий экономические, экологические, социальные и другие проблемы общества. Он должен отличаться научной и технической эрудицией, стремлением к постоянному развитию своих профессиональных интересов, критическим подходом к поиску конструктивных решений проблем, умением работать с людьми.

В любой области настоящий инженер должен действовать самостоятельно, инициативно и творчески. Необходимые для этого качества являются не только результатом обучения и воспитания в вузе, но также итогом накопленных практических навыков решения задач в ходе профессиональной деятельности.

Одной из главных компетенций инженера становится способность адапти роваться к стремительно возрастающим требованиям в области новых программных продуктов, современной техники, новейших технологий. Он станет тормозом инновационного производства, если к этому не готов.

  • Как модернизировать систему технического образования?

Естественно, ответ должен звучать с учетом перехода образования страны на уровневую подготовку. Государство сохранило прежнюю схему подготовки дипломированных инженеров только по стратегически важным направлениям. Например, таким как физикотехника. И это хорошо. По другим направлениям рыночный спрос на инженеров-инноваторов, разработчиков высоких технологий и наукоемких производств, на наш взгляд, можно удовлетворить только выпускниками магистратуры.

Следует любыми путями восстановить и даже усилить практическую подготовку будущих инженеров путем организации производственной практики на лучших предприятиях отрасли, а также с помощью курсового и дипломного проектирования. Решить проблему эффективности практической подготовки студентов вузы могут либо оплачивая услуги предприятия, либо на иной договорной основе, учитывающей, например, целевую подготовку.

Необходимо тотальное и периодически повторяющееся повышение квалификации профессорско-преподавательского состава в условиях реального функционирования новейших техники и технологий.

Звание инженера можно присуждать не по окончании вуза, а, как принято в ряде стран, лишь после достижения выпускником практических результатов на производстве.

Конечно же, как на этапе обучения, так и в процессе практической деятельности мы снова и снова возвращаемся к необходимости достойной оплаты труда, что позволит автоматически собрать креативный отряд молодежи, необходимый для замены инженерного корпуса.

При подготовке дипломированных инженеров по стратегическим направлениям тоже идет речь о принципиально иной системе высшего образования. Она требует иного содержания учебных курсов, других образовательных технологий, иной организации учебного процесса и информационного обеспечения. Мы полностью согласны с Министром образования и науки РФ А.А. Фурсенко, который заметил, что идея «вернуть все к временам Советского Союза представляет собой типичную реакционную утопию. Вопервых, в стране нет ни финансовых средств, ни задач, адекватных советской системе образования. Вовторых, нет соответствующих преподавателей. Наконец, втретьих, нет таких абитуриентов, которые были в советское время. И если первую проблему както можно решить, а о решении второй - хотя бы помечтать, то третья проблема неразрешима в принципе».

  • Каковы главные условия развития новой модели образования?

Это диверсификация и индивидуализация образовательной деятельности, предоставление студентам режима наибольшего благоприятствования для получения профессии, выбора образовательной траектории. Чтобы создать такой режим, придется многое изменить в работе кафедр, деканатов, факультетов. В полную силу должна заработать система зачетных единиц для измерения трудоемкости основных образовательных программ.

Уровневая система призвана формировать у выпускников профессиональные компетенции, соответствующие быстро меняющимся условиям жизни и профессиональной деятельности. Она крайне необходима, так как триада «знания, умения, навыки» недостаточна для современного производства. «Компетентностный» специалист, в отличие от «квалифицированного», должен еще и реализовать все, что знает, и обладать творческим потенциалом для саморазвития. Компетентностный подход служит способом достижения нового качества образования.

  • В чем сложность перехода на уровневую систему?

Вузам предстоят глобальные изменения в проектировании и организации учебного процесса, перестройка образа мышления управленческого аппарата, преподавателей, студентов. Придется решить проблемы, связанные с преобразованием компетенций в содержание образования и разработкой адекватных измерительных материалов, неготовностью значительной части профессорско-преподавательского состава к изменениям в организации учебного процесса, неполным пониманием сущности уровневой подготовки промышленностью.

Важнейшей проблемой современной высшей школы является развитие интеграции инженерно-технического образования с наукой и производством. В настоящее время всего немногим более 20 процентов преподавательского состава занимаются исследованиями. И выходит, что учат современных специалистов в основном люди, которые перестали быть учеными. Это противоестественно. Без восстановления тесных связей с наукой и производством высшая профессиональная школа не может быть полноценной. Интеграция важна и потому, что технические вузы, даже обладающие развитой материальной базой, не в состоянии приобрести и обслужить очень нужное, но дорогостоящее лабораторное и экспериментальное оборудование для работы в сфере высоких технологий и наукоемких производств. Проблемы интеграции высшей школы и бизнеса можно устранить путем восстановления в вузах деятельности учебно-научно-производственных комплексов, создания на предприятиях, в НИИ и конструкторских бюро филиалов кафедр вузов, учебно-инновационных комплексов, технопарков и т.п.

В новых условиях особого внимания заслуживает создание условий для творчества, развития индивидуальности каждого будущего специалиста. Творческие способности формируются в процессе активного участия студентов в научноисследовательской работе и инженерных разработках. Это повышает уровень мотивации молодежи к занятиям фундаментальной наукой, активизирует включение инновационной деятельности в образовательный процесс.

Улучшение качества подготовки инженеров невозможно без интенсификации образовательного процесса, использования ресурсов нового поколения, адаптированных к индивидуальным особенностям обучающихся, нацеленных на активизацию само стоятельной работы.

Название инженер происходит от латинского «ingenium» и переводится, как «способный изобретать». Основное направление деятельности этих специалистов – разработка новейших инженерных решений или усовершенствование уже существующих. Первые инженеры занимались проектной разработкой и производством военных машин.

В России люди, имеющие данную профессию, появились только в 17 веке, благодаря Петру Первому, отправлявшему молодых людей получать образование за пределами страны. В то время их задачи заключались в построении военной техники и ее эксплуатации, а также в строительстве дорог, воздвижении мостов, зданий и сооружений.

Сегодня профессия инженер включает в себя большой комплекс всевозможных специальностей. Она получила широкое распространение и популярность во всем мире. Продукты питания, электроника, различные механические приборы, которые современный человек использует в повседневности, создаются благодаря специалистам-инженерам.

Инженер – суть и важность профессии

Инженер – высококвалифицированный дипломированный специалист, разрабатывающий новые технологии для производства различных продуктов. Он является новатором, склонным к креативному мышлению и изобретательству. Задачами инженера, в зависимости от его специальности, являются следующие:

  • создание чертежей различной сложности;
  • оперирование математическими расчетами;
  • разработка технологии производства продукции;
  • контроль над производственными процессами;
  • проектирование конструкций, зданий, сооружений и многие другие задачи;
  • организация работы коллектива;
  • работа с бумажной документацией.

Инженерия – востребованная специальность практически в каждой сфере производства. Специалисты данной профессии участвуют во всех производственных процессах, которые могут быть связаны с пищевой промышленностью, машиностроением, компьютерными технологиями и любыми другими отраслями. Цели каждого конкретного инженера многочисленны, и зависят, в первую очередь, от его специализации, а также от того, к какой профессиональной категории он принадлежит. Их можно подразделить на 4 основных группировки:

  1. Технологи. Их основная задача – разработка информации о возможных вариантах производства продукции, руководство технологическим процессом и контроль качества готового продукта.
  2. Конструкторы – специалисты, разрабатывающие конструкцию какого-либо прибора, оборудования или техники.
  3. IT-инженеры - профессионалы в области компьютерных технологий и программного обеспечения.
  4. Экономисты – специалисты, занимающиеся экономическим анализом.

Современные инженеры трудятся в военной отрасли, в сфере сельского хозяйства, дорожного и транспортного строения, а также многих других направлениях. Специалисты этой профессии умеют мыслить абстрактно и аналитически, благодаря чему они могут не только произвести разработку сложных проектов, но и воплотить все задуманное в реальность.

Путь становления инженером

Если школьник задумывается о карьере инженера, то он должен начать подготовку к выбранной профессии еще до поступления в любой ВУЗ. Ему следует заняться углубленным изучением точных наук, которые наиболее важны для данной специальности:

  • высшая математика;
  • физика и химия;
  • информатика;
  • тригонометрия и начертательная геометрия.

Заблаговременная подготовка также включает в себя посещение углубленных курсов по точным наукам и участие во всевозможных проектах, раскрывающих суть инженерной деятельности. Они помогут абитуриентам познакомиться поближе с профессией, изучить ее основные направления и тонкости конкретной специальности.

Для того чтобы стать высококвалифицированным инженером, следует окончить высшее учебное заведение. Выбор ВУЗа в первую очередь будет зависеть от специализации, которую выберет абитуриент. К наиболее популярным из них относят машиностроение, автоматику, IT-технологии. Обычно конкурс на эти специальности не превышает 7 абитуриентов на одно место. Приведенные выше специализации являются небольшой частью направлений в инженерии, поэтому прежде чем сделать выбор в пользу той или иной профессии, следует более подробно изучить каждую из них.

Приведем одни из самых распространенных и престижных профессий, связанных с инженерной деятельностью:

  1. Инженер-механик. Его обязанности – работы по проектировке, конструировании и эксплуатации оборудования и различной техники. Так же он должен следить за состоянием производственного оснащения и контролировать соблюдение техники безопасности своих подчиненных на рабочем месте.
  2. Инженер-программист. Его задачи заключаются в разработке программ и алгоритмов математических моделей. Он является профессионалом в сфере программного обеспечения и компьютерных технологий. Данная специальность является относительно молодой, но очень популярной и востребованной.
  3. Инженер-строитель, чья деятельность связана с проектированием различных сооружений, в том числе и мостов.
  4. Инженер-сварщик, являющийся профессионалом в создании сварочных технологий.
  5. Инженер-эколог.

Если специальность уже выбрана, то можно приступить к подбору ВУЗа. Как правило, абитуриенты поступают в институты с факультетами инженерии или университеты, производящие выпуск специалистов для определенной отрасли, например, авиационной, энергетической, машиностроительной и другим. Чтобы не ошибиться с выбором, лучше всего отдать предпочтение учреждению, имеющему хорошую репутацию. Лучше, если это будет институт или университет, который сотрудничает с производственными организациями. Соблюдение этих условий гарантирует студентам успешное трудоустройство в ближайшем будущем.

Отличительные личностные качества хорошего инженера

Деятельность инженера тесно связана с математическими расчетами и решениями технических задач. Исходя из этого, можно сделать выводы, что данные специалисты должны обладать математическим складом ума. Хороший инженер – новатор, который выделяется гибким нестандартным мышлением и умеет подходить творчески к выполнению своих обязанностей. Помимо этого, он должен отличаться:

  • аккуратностью;
  • усидчивостью и инициативностью;
  • коммуникабельностью;
  • осторожностью и внимательностью, поскольку любая оплошность может дорого обойтись;
  • целеустремленностью.

Так же он обязан быть высоко дисциплинированным и ответственным, умеющим принимать правильные решения и предвидеть их исход. Однако помимо наличия этих личностных качеств, хороший инженер должен разбираться в технике, в принципах ее работы, эксплуатации и характеристиках технических средств. Специалист обязан иметь знания в области экономики, в управлении и организации трудового процесса. Он должен быть любознательным, заинтересованным в изучении последних научных достижений и новейших технологий.

Инженер – достоинства и недостатки профессии

Инженерия имеет как свои плюсы, так и минусы. К достоинствам данной профессии относят ее востребованность. Специалист, имеющий диплом, свидетельствующий о получении высшего образования на одном из факультетов инженерии, вряд ли останется безработным. На современном рынке труда не хватает профессионалов, поэтому выдающийся абитуриент может быть уверен в своем скором трудоустройстве по специальности.

Сегодня практически каждый работодатель предлагает работникам, занимающим инженерную должность, карьерный рост. Продвигаясь по карьерной лестнице, специалист будет получать хорошую заработную плату за свою деятельность. Инженер – это интересная и перспективная работа, позволяющая человеку превратить в реальность свои планы и идеи.

Несмотря на многочисленные достоинства, эта профессия имеет и некоторые существенные недостатки. К ним, в первую очередь, относят сложность поступления в ВУЗ и нелегкий процесс обучения. Будущий инженер должен изучать сложнейшие технические дисциплины, такие как сопротивление материалов, механика, инженерная графика и другие важные предметы.

Еще один существенный минус заключается в монотонности и кропотливости работы. Инженерам, вне зависимости от их специализации, зачастую приходится производить расчеты, трудиться над технической частью документации, что является выматывающей и изнуряющей деятельностью. К минусам можно отнести и тот факт, что оплата труда молодого, начинающего специалиста, как правило, не высока. В связи с этим, согласно статистике, большинство выпускников инженеров ищут работу не по своей специальности.

«Женщина и Город», Месис Е.

Cтраница 2


Хорошая математическая подготовка современного инженера безусловно способствует новым достижениям техники в различных ее направлениях. Одной из математических дисциплин, имеющих большое значение в математическом образовании инженера, является векторный анализ, который в настоящее время включен в обязательную втузовскую программу курса высшей математики.  

Необходимо отметить, что современный инженер практически имеет дело с системой человек-техника, с социально-техническими объектами. А в силу этого он в своей деятельности, в разработке новой техники и технологии, в формировании техносферы и производственной среды просто обязан иметь в виду личность ребенка, человеческое измерение, учитывать их социально-гуманистические, эргономические, экологические, психологические, правовые, этические и эстетические аспекты. Словом, инженер должен иметь солидную гуманитарную подготовку, которая приобретает по-настоящему профессиональную значимость. К этому добавим еще и то, что гуманитарная культура, социально-гуманитарные знания развивают у студентов творческое, поисковое и социальное ориентированное мышление, формируют у них глобальное видение мира, гуманистические ценностные ориентации, необходимые нравственные и эстетические качества, стремление к диалогу, дают существенные сведения из области прикладного челщрековедения, личностного менеджмента, работы с людьми, делового, служебного общения и др. Понятно, что и это все имеет большое гтрофессиональное значение.  

Кем же должен быть современный инженер - художником или мыслителем. Ответ ясен: и тем, и другим. Интересно отметить, что это справедливо как в принципиальном, так и в непосредственном прагматическом плане. Так, при создании такого сложного объекта, как самолет, конфигурации его обводов предварительно прорисовывают на основе интуиции так, чтобы они соответствовали законам красоты. И аэродинамическими расчетами многократно подтверждено, что красивое оказывается оптимальным, оптимальное - еще и красивым. Путь к подготовке такого специалиста пролегает через гуманитаризацию.  

Какими знаниями должен обладать современный инженер отдела оптовой торговли.  

Требования к математической подготовке современного инженера постоянно возрастают. Это предъявляет ряд новых требований к его научной квалификации. Кроме хороших знаний по своей специальности инженеру-исследователю необходимо знать и уметь использовать в своей практической деятельности возможности вычислительной техники, современные математические методы. Следует иметь в виду, что применение быстродействующих вычислительных машин сделало весьма актуальным усовершенствование и развитие численных методов решения задач, привело к их переоценке. Многие вычислительные методы, приводящие к громоздкому счету и считавшиеся при ручном счете непрактичными, оказались сейчас вполне рабочими. Ценным оказывается тот метод, который допускает простую реализацию на ЭВМ. Напротив, метод, основанный на частных особенностях задачи или на искусстве вычислителя, оказывается мало пригодным для использования на ЭВМ. Поэтому инженер в своей практической деятельности должен уметь выбирать комбинации различных известных методов и осуществлять их реализацию на ЭВМ.  

Схема системы.  

Вычислительная машина-обычный рабочий инструмент современного инженера, который вынужден использовать системный подход независимо от того, нравится он ему или нет. Чтобы правильно использовать модель, необходимо до определенной степени ознакомиться сопрограммой для ЭВМ. Именно по этой причине детально опишем блок-схему модели.  

Каким же требованиям должен удовлетворять современный инженер. Остановимся коротко на этом вопросе, опираясь на материалы периодической печати.  

В предыдущей главе было отмечено, что современный инженер по характеру решаемых проблем становится макропроектировщиком. Он должен обладать способностями к решению проблем, выходящих за рамки узкотехнических.  

Уже начиная с системного уровня проектирования, современные инженеры пересматривают свои взгляды на то, как проекты надо сертифицировать, как их надо разбивать на части, как их надо верифицировать и отлаживать.  

С позиций социальной антропологии фундаментом творческого потенциала современного инженера, в котором должны интегрироваться профессионализм, способность к творчеству, организаторские способности и морально-нравственные качества, является его субъективность, которая и должна быть, в первую очередь, объектом пристального внимания педагогов высшей школы, формирующих учебно-образовательный процесс в техническом вузе. Человеческая субъективность - это духовность человека, понимание им свободы и возможностей ее использования, мотивация своего поведения и нравственный выбор, который он делает, выбирая свой образ жизни, характер своей деятельности и, соответственно, свою судьбу. Следовательно, в системе высшего технического образования должен присутствовать мощный аксиологический (ценностный) потенциал, формирующий морально-нравственные мотивы профессиональной деятельности будущего инженера. В формировании ценностных ориентации современного специалиста определяющая роль принадлежит философии, которая является одним из базовых социально-гуманитарных предметов учебной программы отечественной высшей технической школы.  

Из сказанного ясно, какое значение имеет для современного инженера изучение физики. Именно поэтому время и усилия, потраченные на усвоение основ современной физики, сторицей окупятся в дальнейшей учебе и работе инженера.  

В конечном счете качество подготовки студента до уровня современного инженера определяется тем, насколько прочны его знания, насколько самостоятельно и осмысленно он может использовать х в практической работе. Эта подготовка связана, с одной стороны, с накоплением знаний, зависящим в первую очередь от развития памяти учащегося, с другой стороны, с творческим осмысливанием обучающимся приобретаемых знаний, что обусловлено уровнем развития его мышления. Иначе, подготовка студента является сложной педаго-гико-психологической проблемой и может быть решена только при условии вовлечения студентов в творческий самостоятельный процесс познания. Вот почему при постановке и организации самостоятельной работы следует учитывать, что при изучении учебного материала студент проходит три ступени его усвоения (см.: Смирнов А. А. Проблемы психологии памяти.  

Из сказанного ясно, какое значение имеет для современного инженера изучение физики.