Проектирование и строительство домов

Проектирование и строительство домов

» » Профессия инженера в современном мире. Профессия – инженер:это звучит гордо

Профессия инженера в современном мире. Профессия – инженер:это звучит гордо

Традиционно в нашей стране к самым массовым профессиям интеллектуального и высококвалифицированного труда относятся инженерные профессии. По статистике примерно треть всех специалистов с высшим образованием - это инженеры, около 37% вузов - технические.

После многолетнего спада престижа инженерного образования сегодня наблюдается тенденция к его возрождению, растут конкурсы на бюджетные места в технические вузы страны, особенно в Москве и Санкт-Петербурге. В 2015/16 учебном году Минобрнауки планирует принять на инженерные специальности около 200 тысяч студентов. По словам министра образования Дмитрия Ливанова, в этом году число бюджетных мест по техническим направлениям подготовки вырастет на 21%, а количество мест в магистратуре увеличится вдвое.

Специалитет или бакалавриат?

В высшей школе сегодня одновременно существуют две системы обучения - новая двухступенчатая «болонская» и старая «советская».

Образовательные программы двухступенчатой системы - «бакалавриат» и «магистратура»- рассчитаны на 4 и 2 года соответственно. По традиционной форме - «специалитет» - студенты учатся 5,5 лет.

Наряду с отличиями в программах, в новой двухступенчатой образовательной системе вместо «специальностей» введено более укрупненное понятие «направления подготовки». Каждое такое направление включает несколько «профилей» , ранее соответствующих отдельным специальностям. Студент первых курсов, прошедший подготовку по общим дисциплинам, определяется с дальнейшей образовательной траекторией и специализируется, выбрав интересующий его профиль. Специализация образования, как правило, начинается с третьего курса.

Обучение в магистратуре предполагает углубленную подготовку студента с выбором «магистерской образовательной программы» , т.е. узкой специализации конкретного направления. Вторая ступень - «магистратура» - доступна лишь для лучших студентов, а магистерские программы во многом рассчитаны на самостоятельную подготовку и практику на производстве.

За счет двухступенчатой структуры система инженерного образования сочетает в себе два противоположных принципа — массовости и элитарности. Соотношение примерно такое: из 8 человек поступивших на первую ступень бакалавра лишь один может рассчитывать на бюджетное место в магистратуре. Именно поэтому многие абитуриенты предпочитают «старую» форму обучения, на «сециалитет», как правило, отмечаются повышенные конкурсы.

По плану приема в БГТУ «ВОЕНМЕХ» на 2015/16 учебный год соотношение количества мест на «специалитет» и «бакалавриат» составляет 40% к 60%.

Специализация в инженерном деле

Сегодня насчитывается более 250 инженерных специальностей, их число продолжает расти, и это связано с развитием новых областей знаний и технологий. Например, за последние годы появились целые направления такие, как «инноватика», «наноинженерия», «нанотехнологии и микросистемная техника», «генная инженерия». Зачастую абитуриентам сложно выбрать специальность, поскольку они не представляют себе, чем им придется заниматься после окончания вуза, а школьные учителя и родители не имеют достаточной информации, чтобы давать советы.

В качестве примера рассмотрим одну из высокотехнологичных отраслей военной и космической промышленности Ракетостроение . Специалисты, работающие в этой отрасли, занимаютсяпроектированием, разработкой, испытанием и производством различных аэрокосмических объектов. Это межконтинентальные баллистические ракеты, космические ракеты-носители, космические станции, спутники, с помощью которых исследуют поверхность Земли, изучают климат, обеспечивают телевизионную и телефонную связь, осуществляют навигационные функции и т. д.

Одним из приоритетных направлений подготовки (согласно перечню на 2015 год, утвержденному Правительством РФ) является «Ракетные комплексы и космонавтика ». Бакалавров и магистров этой специальности готовят в Москве - МАТИ, МАИ, МГТУ им. Баумана, а также в Санкт-Петербурге в БГТУ «ВОЕНМЕХ» на старейшей в стране кафедре «Ракетостроение».

Инженер-бакалавр, выпускник направления подготовки «Ракетные комплексы и космонавтика», в соответствии с Государственным образовательным стандартом осваивает программу в течение 4 лет.

Список профилей направления подготовки, по которым студент может специализироваться:

1. Ракетостроение

2. Космические летательные аппараты и разгонные блоки

3. Стартовые и технические комплексы ракет и космических аппаратов

4. Системы жизнеобеспечения и защиты ракетно-космических аппаратов

По окончании выпускники должны обладать компетенциями, перечисленными в Требованиях к результатам освоения основной образовательной программы:

  1. общекультурными
  2. профессиональными в области:
  • научно-исследовательской
  • проектно-конструкторской
  • экспериментальной
  • производственно-технологической
  • организационно-управленческой

Выпускник с таким дипломом может работать в качестве:

  • Инженера стартовых комплексов
  • Инженера-испытателя ракетно-космической техники
  • Инженера-конструктора ракетных комплексов
  • Инженера-разработчика ракетных комплексов
  • Специалиста по эксплуатации ракетно-космической техники

Перечисленные виды деятельности в рамках одного направления подготовки относятся к различным профессиональным функциям или «компетенциям».

Основные профессиональные компетенции инженера-бакалавра, выпускника направления подготовки «Ракетные комплексы и космонавтика».

- в области научно-исследовательских работ:

  • собирать, обрабатывать, анализировать, и обобщать научно- техническую информацию;
  • планировать и проводить научные эксперименты и исследования;
  • разрабатывать математические модели, описывающие процессы, происходящие в ракетно-космических комплексах;
  • применять на практике алгоритмические языки, уметь разрабатывать и отлаживать программы.

- в проектно-конструкторской области:

  • разрабатывать компоновку объектов ракетно-космической техники;
  • разрабатывать конструктивно силовую схему изделия, обеспечивающую максимальную прочность;
  • использовать в проектной работе стандартные пакеты ЭВМ.

- в экспериментальной области:

  • разрабатывать план проведения экспериментальных исследований;
  • проектировать и разрабатывать техническую документацию;
  • проводить моделирование процессов, происходящих при эксплуатации ракетно-космической техники.

- в производственно-технологической области:

  • проводить научно-технические исследования в технологических процессах;
  • разрабатывать математические модели в области технологии;
  • разрабатывать и отлаживать программы, применяемые на станках с ЧПУ.

- в организационно-управленческой деятельности:

  • руководить коллективом, выполняющим проектную, исследовательскую, экспериментальную или технологическую работу;
  • разрабатывать календарные планы проведения работ;
  • проводить анализ стоимости разработок, производимых коллективом;
  • проводить работу по повышению квалификации сотрудников.

Следует отметить, что такая дифференциация достаточно условна и на практике, как правило, от молодого специалиста требуются различные сочетания перечисленных компетенций. Иногда работа инженера сближается с научным, управленческим, эксплуатационным трудом. От инженера могут потребоваться не только прописанные в Госстандарте компетенции. Это могут быть знания, например, в области права и экономики, владение иностранными языками.

Что именно будет востребовано, зависит от конкретного участка работы и производственной задачи.

Мы перечислили профессиональные функции инженер-бакалавра на примере одного направления подготовки. Следует отметить, что компетенции современного инженера любого направления сочетают два принципа - универсальность и академичность. Особенно важно это учитывать абитуриентам, готовящимся в вуз по целевому набору: по условиям договора им предстоит работать на предприятии-заказчике не менее 3-х лет после окончания вуза.

Где могут работать инженеры?

Как видно из перечисленных компетенций, студенты, обучающиеся по специальности «Ракетные комплексы и космонавтика», получают универсальную подготовку. Не удивительно, что ее выпускники всюду востребованы и не испытывают проблем с трудоустройством. Среди выпускников кафедры «Ракетостроение» БГТУ «ВОЕНМЕХ» есть даже космонавты: Г. М. Гречко, С. К. Крикалев, в отряде космонавтов проходит подготовку выпускник 2008 года Иван Вагнер.

Квалифицированные инженеры с универсальной подготовкой востребованы всюду, они находят работу в различных организациях, это могут быть научно-исследовательские институты, проектно-конструкторские бюро, заводы. Инженеры трудятся на транспорте: в авиации, в центрах управления полетами, в судовождении, на железной дороге и т. д. Требования к инженерным услугам разнообразны по специализации, содержанию и качеству.

В широких пределах могут варьироваться как условия работы инженера, так и заработная плата, социальный пакет, предоставляемые организацией-работодателем. Востребованный специалист всегда может выбрать лучший из вариантов трудоустройства. Кроме «хорошего» диплома, высоко ценятся личные качества инженера - инициативность, самостоятельность, организаторские способности, творческий подход к работе.

Где можно познакомиться с инженерными специальностями?

Получить основы профориентационных знаний, сделать осознанный выбор будущей специальности и технического вуза, заключить контракт на целевую подготовку с одним из предприятий оборонно-промышленного комплекса Вы сможете в Академии дополнительного профессионального образования, став участником .

Эта Программа рассчитана на любознательных учащихся 9-11 классов, имеющих склонность к точным наукам. Особый интерес у ее участников вызывает , позволяющая ребятам познакомиться с условиями работы инженеров в реальных условиях - в цехах заводов, конструкторских бюро, лабораториях.

Среди предприятий, с которыми сотрудничает Академия дополнительного профессионального образования, многопрофильные организации «Роскосмоса»: ФГУП «КБ «Арсенал» имени М.В. Фрунзе, ОАО «МЗ «Арсенал», НПО «Импульс», «ГОЗ «Обуховский завод», предприятие-разработчик авиационных двигателей ОАО «Климов», «НИИ «Гидроприбор», ФГУП «НИИ «ПОИСК» и др. организации. Многие наши выпускники, прошедшие Программу целевой довузовской подготовки, поступили по целевому набору от этих предприятий и продолжают учиться в технических вузах города.

При выборе профессии помните, что будущее - в руках инженеров! Прогресс общества зависит от энергии и таланта тех людей, которые каждый день прокладывают дорогу к звездам!

Ing?nieur, от лат. ingenium — способность, изобретательность)это специалист с высшим техническим образованием, применяющий научные знания для решения технических задач управления процессом, создания технических систем, проектирования, организации производства, внедрения в него научно-технических достижений.

Особенности профессии

Профессия инженера сформировалась в период становления фабричного производства. Именно возникновение фабрик и заводов привело к необходимости использовать технологии более эффективные по сравнению с ремесленническим трудом. Первые инженеры создавали паровые машины, позволяющие увеличить производительность труда на сталеплавильных заводах, шахтах.

Современная человеческая цивилизация основана на использовании достижений труда технических работников. Профессия инженера занимает среди них ведущее положение. Любое строительство, производство представляет собой реализацию технических проектов. Все электронные и механические устройства, без которых нельзя представить жизнь современного человека, созданы благодаря работе коллективов людей именно этой профессии. Высококвалифицированные специалисты, легко оперирующие математическими расчетами, создающие чертежи сложных устройств от бытовой кофемолки до узлов двигателя космического корабля составляют армию инженеров, поддерживающих современную техническую среду, в которой уже привыкло существовать человечество. Значимость работы инженера привлекает в ряды этих технических специалистов людей, обладающих конструкторскими способностями, склонных к изобретательству с малых лет.

Деятельность инженера может включать:

— постановку цели
— разработку информации о продукте
— разработку информации о способах производства продукта (технологии)
— руководство и контроль за процессом производства продукта

Необходимые качества инженера

— интерес к технике;
— научный склад ума и интерес к исследованиям;
— пространственное воображение;
— аналитические способности;
— умение грамотно излагать свою точку зрения и способность ее доказать;
— понимание работы механизмов и технологических процессов;
— умение оценивать логичность, непротиворечивость информации.

Большое значение для инженера имеет чувство ответственности, так как от его организованности и работы, часто зависит рациональное использование фондов, техники, рабочей силы.

Где может работать инженер?

Инженеры работают во многих отраслях народного хозяйства: на заводах, стройках, в военном деле, авиации, транспорте. В науке инженеры довольно часто параллельно изучают соседние научные области, например, экономику или экологию. Изобретателю ближе будет работа в научно-исследовательском институте или конструкторском бюро. А для реалиста и практика подойдет работа на самых разных предприятиях, где в работе используется техника. Также можно посвятить себя преподавательской деятельности в высших и средних учебных заведениях.

Инженер в современном мире.

Массовое высокотехнологичное производство привело к тому, что доля инженерного труда в создании продукции превышает долю труда рабочего. Система подготовки инженерных кадров и престижность этой профессии в общественном сознании становится одним из важных элементов конкурентоспособности страны в глобальной экономике, уверен главный редактор журнала Scientific Israel Олег Фиговский.

За последние десятилетия в развитых странах существенно снизился интерес молодежи к инженерным профессиям и желание участвовать в развитии новых и перспективных направлений науки и техники. Референтными группами стали адвокаты, бизнесмены, менеджеры, представители отдельных медицинских специальностей и др. Представители инженерных специальностей в этом перечне не значатся. Результатом этого стало то, что на естественнонаучные и инженерные специальности университетов поступает значительное количество тех, кто по среднему баллу не смог пройти на престижные в настоящее время факультеты и специальности. Желающих созидать меньше, чем управлять, торговать, быть адвокатами, артистами, топ-моделями или банковскими служащими. Происходит «перекачка» существенной части талантливой молодёжи в непроизводственные сферы, что ослабляет научный, инженерный и изобретательский потенциал общества.

К примеру, в процентном соотношении в Израиле наибольшее в мире количество адвокатов на душу населения. И все равно желающих учиться именно на юридических факультетах меньше не становится. Похожая ситуация в современной России, где быть инженером, технологом или учёным абсолютно непрестижно и даже антипрестижно. Сложившаяся ситуация требует разворота правительственных структур, средств массовой информации и научно-технических общественных организаций в сторону повышения престижа естественнонаучных и инженерных специальностей.

Профессия будущего.

Совершенствование существующих и разработка множества новых научно-технических направлений происходит в условиях всё нарастающего усложнения технических объектов и технологий. Это приводит к увеличению интеллектуальных и материальных затрат на прикладные исследования и опытно-конструкторские разработки, успешность проекта в значительной степени определяется качеством его исполнения и квалификацией исполнителей.

В разработке и реализации нововведений всегда принимают участие учёные и инженеры. Если инновационный проект связан с созданием приборов и оборудования, то к составу исполнителей добавляются высококвалифицированные рабочие. Деятельность инженера - это креативное приложение научных принципов к планированию, созданию, управлению, эксплуатации, руководству или работе систем, которые должны улучшать нашу повседневную жизнь.

Инженерный труд - самостоятельный вид трудовой деятельности, отличающийся от деятельности научных работников и рабочих. В триаде учёный–инженер–рабочий, необходимой для продолжения научно-технического прогресса, именно инженер является центральной фигурой научно-технического прогресса.

Глобальная экономика ещё более усилит конкуренцию и, как следствие, быструю сменяемость технологий во всех сферах человеческой деятельности. Для поддержания конкурентоспособности разрабатываемой продукции в настоящее время и в будущем, инженеры должны обладать высоким уровнем квалификации, инновационного мышления, профессиональной мобильности и соответствующей мотивацией.

Назрела необходимость в общественном признании важности инженерной деятельности и в изменении принципов, методов и подходов, касающихся построения системы инженерного образования.

Инженер, это кто?

Способностью мыслить человек обязан матери-природе так же мало, как и богу-отцу. Природе он обязан мозгом - органом мышления. Умение же мыслить является продуктом воспитания и образования, нормальным результатом развития нормального в биологическом отношении мозга. В этом контексте немецкий философ Карл Ясперс сказал: «Большинство людей думать не умеют, потому что чихать и кашлять человек может с рождения, а думать его надо учить». Освоение операций мышления должно происходить в процессе повседневного учебно-воспитательного процесса в учебных заведениях разного уровня путём решения учебных и практических задач в области точных наук, логики, психологии, техники и так далее.

Из всего многообразия требований к инженерам вообще, и к инновационным инженерам в особенности, основными следует считать развитый механизм принятия технических решений на изобретательском уровне, способность находить необходимую информацию и самообучаться. Именно эти качества являются базовыми для продуктивной трудовой и творческой деятельности инженера в качестве исполнителя.

В каждой из развитых стран существует система предъявления требований к качеству инженерной подготовки и признанию инженерных квалификаций. Такие системы реализуются в каждой стране национальными, как правило, неправительственными профессиональными организациями - инженерными советами, имеющими в своем составе органы по аккредитации образовательных программ и сертификации специалистов.

Наиболее авторитетной в Соединенных Штатах и во всем мире профессиональной организацией, занимающейся оценкой качества инженерных образовательных программ в университетах, является АВЕТ - Accreditation Board for Engineering and Technology USA (Совет по аккредитации в области техники и технологий). В критериях АВЕТ, определяющих модель инженера, сформулированы обязательные общие требования к выпускникам университетов, освоившим инженерные программы, среди прочего предполагающие наличие таких компетенций как умение работать в коллективе по междисциплинарной тематике и эффективно общаться. Похожие и дополнительные требования к квалификации инженера существуют в аналогичных перечнях национальных советов других стран.

В перечне изучаемых дисциплин большинства колледжей и университетов отсутствуют предметы, обучающие студентов инженерных специальностей основным умениям инновационного инженера. Это связано с дефицитом учебных часов и сложившейся системой обучения. А потому студенты с развитым мышлением, приученные к интердисциплинарному восприятию изучаемых предметов - это особый ресурс страны. Именно такие «незаторможенные» студенты становятся инновационными инженерами, востребованными всюду, где необходимо решать «нерешаемые» задачи. Например, в такой организации как DARPA - Агентство передовых оборонных исследовательских проектов (США). Этой структуре, к примеру, требуются инженеры, для того, чтобы создать костюм, обеспечивающий защиту от вражеского огня и плохой погоды, излечивающий раны и на порядок увеличивающий возможности человека; сделать бойца и технику невидимыми для противника во всех диапазонах электромагнитного спектра и при этом видеть противника во всех диапазонах сразу и т.д.

США в настоящее время резко меняют своё отношение к образованию и профессиональной ориентации школьников. Это является составной частью государственной политики обеспечения готовящегося нового прорыва в науке и технологиях. Планы администрации представлены в выступлении Президента США Барака Обамы 27 апреля 2009 года на ежегодном собрании американской Национальной академии наук. Им, в частности, сказано: «...Я также хочу, чтобы мы все думали о новых творческих подходах к вовлечению молодежи в науку и инженерное дело, будь то фестивали науки, соревнования роботов, выставки, побуждающие молодых людей придумывать, конструировать, изобретать - чтобы быть создателями вещей, а не только их потребителями».

Для этого необходимы творческие способности, а также профессиональная мобильность, которые должны быть выпестованы системой образования. Профессиональная мобильность - это способность и готовность специалиста достаточно быстро и успешно адаптироваться к новым технологическим условиям путём освоения новой техники и технологий, приобретать недостающие знания и умения, а также способность переключаться на другой вид деятельности. Подготовка кадров столь высокой квалификация требует с одной стороны, существенных изменений в методиках обучения, а с другой - такого повышения престижа профессии, которого сегодня реально не наблюдается практически ни в одной стране мира.