Проектирование и строительство домов

Проектирование и строительство домов

» » Старинные русские резьбы по дереву. Стили резьбы по дереву. Техника резьбы в стиле барокко

Старинные русские резьбы по дереву. Стили резьбы по дереву. Техника резьбы в стиле барокко

Искусство резьбы по дереву известно с давних времен. Именно резными элементами украшались на Руси деревенские и городские деревянные дома. При этом изготовлялись эти элдементы с помощью простых и доступных инструментов - топора, пилы, плотницкой стамески. Со временем инструменты для резчиков совершенствовались, видоизменялись. Появились станки, при помощи которых стало возможным воплотить в дереве самые сложные узоры.

Рео, «истинная отправная точка русского искусства». Это более справедливая точка зрения, чем то, что по причинам более благовидным, чем твердым, желаниям чтобы прикрепить к русскому искусству греческие драгоценности и вазы, найденные в курганах Крыма. Что в истории французского искусства никто не имеет идеи признать выравнивания Карнака, барельефы дуги Сен-Реми или вазы сокровищ Берная. Итак, давайте бессовестно пересечь теневой период, отделяющий конец греко-скифской цивилизации с самого начала византийской цивилизации в России.

Именно тогда, сначала в Кире, а затем в Новгороде, это действительно русское искусство появляется. Рау разоблачил - слишком долго на мое удовольствие, потому что эти вещи очень хорошо известны и, возможно, не обязательно помнить - эволюция византийского искусства, от истоков до пятнадцатого века и расширение этого как на Западе, так и на Востоке. Рау рассказывает с довольно бесполезными подробностями самые древние отношения с Византией, прежде чем представить нам памятники, в которых великолепие Кифа на одиннадцатом века.

Домовая резьба как живой вид народного искусства существует в сельской местности и по сей день, а лежащая в ее основе геометрическая резьба, сформированная на традициях резчиков прялок, пряничных досок, разнообразной домашней утвари, считается вятским народным художественным промыслом. Сложная объемная резьба встречается не только на элементах домов, но и на дорогой вятской мебели и церковных иконостасах в храмах.

Мы знаем эти памятники, Собор Святой Софии, его мозаики и любопытные фрески, украшающие лестницу трибун, Сен-Мишель с золотой крышей, Сен-Сирил, и каждый знает все, что им нужно, в Архитектура, как в декоре, византийским моделям, до такой степени, что русский ученый Кондакоф мог написать, что собор Киф меньше памятника русского искусства, чем памятник византийского искусства в России, Однако в последнее время эта зависимость оспаривается, когда зарождающееся русское искусство находится в Византии.

Действительно, все эти аргументы основаны на справедливо контролируемых фактах и ​​на сильных предположениях. С начала двенадцатого века, после столетия великолепия, Киф был в разложении, а другой город стал столицей российской цивилизации. Это был Новгород, «Его светлость Великий Новгород», как его гордо называли его жители; его процветание, четырнадцатый век которого знаменует собой апогей, должно было продлиться без затмения с одиннадцатого по шестнадцатый век. Уже было замечено, что его коммерческие отношения связывали его как с Константинополем, так и с кругозором «Колизей» и с Западом через ганзейские города Балтики. французский путешественник четырнадцатого века называл «удивительно великим городом», чья гордость прорывается в этой знаменитой поговорке: «Кто мог сопротивляться Богу и Великим Новгородом?», неизбежно было важное движение Искусство должно было быть произведено, и, безусловно, новгородская архитектура не произвела шедевр за пять столетий, сопоставимый с архитектурой знаменитой церкви Суздаля или Москвы; однако он не заслуживает внимания, большей свободой, которую он подражает византийским моделям, тем, что он сделан из купола, адаптированного к условиям климата.

Геометрическая резьба по дереву

Геометрическая резьба один из самых древних видов резьбы по дереву.

Она выполняется в виде двух-, трех- или четырехгранных выемок, образующих на поверхности узор из геометрических фигур - треугольников, квадратов, окружностей.

Геометрической резьбой пышно украшались избы, культовые сооружения (иконостасы, киоты), всевозможная мебель (столы, лавки, колыбели, сундуки, лари, крюки для рукомойников), точеная и долбленая посуда (разнообразные чаши, ковши, солонки, подносы, ложки, жбаны) и орудия труда (прялки, ткацкие станы, вальки, швейки, пряничные доски).

Но в Новгороде живопись имела более заметное развитие, и тем более интересна, поскольку она показывает ту же самую эволюцию, которая в двенадцатом и пятнадцатом веке превращала византийское искусство. здесь долгое время проживали на самой старой из этих фресок, те, которые украшают Новгородскую Соборе и Монастырь Миройский, недалеко от Пскофа, или те, что важнее, которые покрывают.

Реау, провинциальное разнообразие византийского искусства, крепкое но деревенский. Картины четырнадцатого и пятнадцатого столетий представляют совершенно иной интерес. В Успенской церкви, в Волотве, в Новгородском храме св. Феодора, в Преображенской церкви, в Новгороде, в камере Спаса, в Ковалеве, в монастыре Тирапонте, длинные серии фресок найдены драгоценные, которые доказывают с несравненной чистотой. великая роль и потрясающая экспансия византийского искусства во времена палеологов. Все эти русские фрески четырнадцатого века были действительно, если мы можем верить летописям, работе византийских мастеров, особенно работы Феофана Грека, который работал около 1338 года в Новгороде и Москве и который удивлял современников по безопасности его таланта и свободы его искусства.

Еще в 20-е годах ХХ столетия на вятских базарах можно было купить изделия, украшенные искусной резьбой. Долгое время древнее ремесло существовало разрозненно. К концу 1930-х годов кустари-ремесленники объединяются в артели. В 1947 году артель «Победа», объединяет 107 надомников, половина которых занимается художественной обработкой дерева. Артель выпускает шкатулки различной конфигурации, пеналы, полотенечницы, шкафчики-аптечки, оформленные геометрической резьбой и росписью.

Именно на уроках Феофана был сформирован Андре Рублев, который в начале пятнадцатого века украшал собор Успения Пресвятой Богородицы в Москве, Успенскую церковь, у Владимира и знаменитую икону, сохранившийся в Троицком монастыре под Москвой, свидетельствует о таланте естественности, жизни, гибкости и благодати, а также в той же школе, где мы находим стиль Перипптос де Мистра, последнего шеф - Работу можно найти в утерянном уголке новгородского правительства, в церкви монастыря Тирапонте. Несомненно, самая замечательная группа фресок, завещанная нам древнерусской живописью, выполненной в 1500 году художником по имени Мастер Денис, которого, по-видимому.

В 1954 году артель освоила выпуск резных шкатулок с инкрустацией. В 1955 году в артели проводится большая экспериментальная работа - применение нескольких техник при изготовлении одного изделия (резьба, инкрустация, выжигание, роспись), усложняется изображение, вводятся пейзажные и архитектурные сюжеты памятников Москвы, Ленинграда, других городов. В 1958 году мастера и художники артели «Победа» выполняют большой заказ для Всемирной выставки в Брюсселе. В этот год ассортимент предприятия насчитывает 70 видов художественных изделий и это единственная в стране промартель с таким профилем продукции.

Помещенный в том же рейтинге, что и Андрю Рублеву. Русский художник иногда сравнивают с великими итальянскими примитивами в России, и его воспоминание о знаменитых фресках Адыгии Падуи вызвано в связи с его работой. Конечно, есть преувеличение. Картины мастера Дениса, несмотря на их реальную ценность, имеют меньшее выражение и движение, чем византийские фрески четырнадцатого века, но цвет очарователен, прекрасен, свет и напоминает тонкий, тонкий и изученный цвет мастеров Мистра. А также иконография всех византийцев, свидетельствующая о длительном влиянии на русское искусство моделями, созданными греками, и которые так давно сделали это искусство продолжением византийского искусства.

С образованием в 1968 году Управления по производству игрушек и художественных промыслов вся деятельность по художественной обработке дерева была сосредоточена на фабрике художественных изделий «Идеал». Уже в 1970-х геометрическая резьба прочно вошла в художественное оформление основного ассортимента фабрики «Идеал».

Из простейших элементов мастера-резчики научились создавать богатейшие узоры, применяемые для украшения не только шкатулок, но и различных предметов домашнего обихода. Используя традиционные элементы орнамента, мастера строят композицию изделия на круге, который потом тщательно разрабатывается.

Но наиболее характерной чертой новгородской школы является ее прекрасное место в четырнадцатом и пятнадцатом веке в картине икон. Изучение русских икон - совершенно новая наука, где многие проблемы не нашли своего окончательного решения. По словам Кондакофа и Лихачева, в последние двадцать лет интерес проявлялся в этих драгоценных произведениях, и есть много дискуссий относительно того места, где было развито изысканное искусство, которое процветало в Новгороде с четырнадцатого по шестнадцатый век.

Конечно, верно, что завоевание Востока латинянами в начале тринадцатого века привело к тому, что Византийский мир вступил в более тесный контакт с Западом. Венецианцев и генуэзцев в империи палеологов, а также изучение сербского искусства четырнадцатого века достаточно, чтобы показать, насколько влияние Италии было смешано с влиянием византийского искусства. В тринадцатом и четырнадцатом веках Италия, похоже, привлекала многих греческих художников, особенно критян, родившихся в стране, которая была венецианским владением.

Чистая резьба, глубокая выборка фона, крупные детали орнамента, обязательно заключенного в рамку контурной резьбы, - вот особенности шкатулок от фабрики «Идеал».

Для обогащения художественного образа изделия мастера используют дополнительные средства для усиления декоративности изделия, применяя в резной шкатулке природные материалы (соломку, тисненую бересту).

В Венецианских мастерских, где они часто бывали, восточные мастера приносили византийские темы, которые подражали итальянцам, и они сами, в контакте с Западом, модифицировали свои собственные процессы. Поэтому была создана итальянско-католическая школа, которая в конце четырнадцатого века и в начале пятнадцатого.

Вынесли бы в Россию секрет его изысканного, дотошного и точного искусства, его мастерской техники, с небольшими слоями, тонкой параллельной и тонкой штриховкой, его интенсивного и яркого цвета. Как бы ни привлекала эта гипотеза, с Эйналофом следует сожалеть о том, что ей не хватает исторических данных, которые бы дали ей прочную основу и не отрицая, что византийское искусство четырнадцатого века иногда затрагивалось итальянской грацией. и, прежде всего, из Сиены, мнение ученых, которые тесно связывают Византию с картиной новгородских икон, будет с большей готовностью следовать.

В настоящее время преемник фабрики «Идеал» предприятие «Идеал Плюс» занимается художественной обработкой липы, березы, можжевельника, ольхи, капокорня. Ассортимент составляет порядка 350 наименований, в том числе разнообразные по форме и размеру шкатулки, сундучки, ларцы, отдельные предметы кухонного назначения, панно, фоторамки, настольные игры.

В любом случае, по их высоким качествам, прозрачная простота композиции, идеализм выражений, чувство ритма, благородство стиля, блеск свежего и радостного цвета, произведения, созданные в пятнадцатом и пятнадцатом веке школа иконописцев Новгорода заслуживает наибольшего интереса. Самым примечательным среди них, единственным, кто не является анонимным, является уже упомянутая икона, которую Андре Рублев написал в 1840 году для монастыря Троицы.

Знаменитый, что через полтора века совет все же предложил Рублеву в качестве образца для художников того времени, мы могли бы привести много других икон редкого качества, где сочетаются красота пропорций и эвритмических линий к самому движущемуся пафосу. Рау, - что два великих живописца этой школы, Рублев и Денис, больше не представлены, один - только иконой, а другой - украшением стены.

25 лет занимается геометрической резьбой мастер из города Уржума Валерий Анатольевич Заболотский. Еще в детстве увлекся Валерий Анатольевич народными промыслами: резьбой по дереву, лыкоплетением, лозоплетением и посвятил любимым занятиям всю свою жизнь. Свое ремесло мастер передает молодому поколению, проводя занятия в «Центре дополнительного образования» города Уржума в течение уже 18 лет. Своим личным достижением Валерий Заболоцкий считает тот факт, что большинство выпускников его объединения «Резьба по дереву» связали свою жизнь с геометрической резьбой, и это ремесло стало основным источником дохода в их жизни. В 2007 году Валерию Заболотскому решением Художественно-экспертного совета по народным художественным промыслам Кировской области был присвоен статус мастера народных художественных промыслов Кировской области.

Но в работах этой школы, особенно в этой картине иконок, которая является «одной из самых красивых драгоценностей русского искусства», интересно одно: это то, что можно найти в ней последнее и прекрасное отражение византийского искусства, которое вдохновило. По мере развития Рифа и Новгорода в России в течение двадцатого века родилась еще одна Восточная Россия. В лесной области Верхней Волги князья из киевской суверенной семьи колонизировали страну, назвавшую Великую Россию. Города были основаны там по их заботе, Суздаль, Ярославль, Владимир, и в этих новых городах возвышались церкви и дворцы.

Объемная резьба

Многие вятские храмы сохранили иконостасы - памятники монументально-прикладного искусства. Своими высоким художественным достоинством они обязаны мастерству местных резчиков по дереву. Канонические требования, стилевые столичные веяния и местные художественные предпочтения определили появление самобытных произведений в вятском искусстве.

Но в то время как Россия Киева и Новгорода находилась под сильным влиянием Византии, Россия Волги, отделенная от Балканов почти непроницаемыми лесами, смотрела на Азию; через болгар Средней Волги, она была в контакте с Арменией, с Персией; семейные альянсы приблизили ее к Грузии.

Церкви, которые они построили, церковь Покрова Пресвятой Богородицы на Нери, которую пишет г-н Рео, - «одно из самых совершенных творений русского гения», церковь Святого Георгия от Юрьев-Польского и других, таких как элегантная церковь Святого Дмитрия Владимира, глубоко отличаются от киевских церквей. Из гораздо меньших размеров они построены из камня; и, прежде всего, их внешние фасады покрыты великолепной вышивкой барельефов, в которых переплетаются, в самом живописном беспорядке, геометрическом переплетении и фантастических животных, религиозных предметах и ​​светских темах. техника, которая вместо того, чтобы моделировать формы с высоким рельефом, гравирует их на камне и, кажется, помещает их на нем, как кружево, все это украшение тесно связано с Востоком.

Каменные храмы, которые начинают строить на Вятской земле с конца ХVII века, украшались традиционным высоким русским иконостасом, как тябловым, так и резным в стиле «московского барокко».

Самый ранний из дошедших до настоящего времени и выдающийся памятник местного монументального декоративно-прикладного искусства конца ХVII - начала ХVIII веков - иконостас Успенского собора вятского Трифонова монастыря. Деревянный золоченый, в пять ярусов, иконостас отличается высоким уровнем профессионального исполнения, является редким образцом «флемской резьбы».

Мы не должны позволять себе обманывать некоторые поразительные сходства, которые предлагают создийские церкви с романскими церквями: их, скорее всего, объяснят имитация одних и тех же моделей. Если мы ищем прототип церквей Владимира и Суздаль, нужно смотреть особенно на эти каменные церкви, все украшенные скульптурами, которые создали искусство Грузии и Армении.

Татарское нашествие в начале тринадцатого века разрушило процветание Волжской России почти триста лет, и только в конце пятнадцатого века, при Иване Великом, оно окончательно потрясло Иностранное ярмо, Москва стала столицей русских князей, но во время долгого сна, сопровождавшего татарское правление, русское искусство все еще не разучило. Когда государы Московии хотели украсить свой город новыми зданиями, им обязательно приходилось обращаться к незнакомым людям. Теперь, в конце пятнадцатого века, итальянский ренессанс был в разгаре его великолепия: влияние итальянского искусства ощущалось мощно во всей Восточной Европе, в Венгрии, в Чехии, в Польше; итальянским архитекторам, что великий московский князь, естественно, обратился к себе, когда хотел великолепно воссоздать церкви и дворцы Кремля.

Популярный тип вятского иконостаса второй половины ХVIII века использует прием импульсивного нарастания форм к центру и вверх при сохранении высотного ярусного строения. Другой тип местного иконостаса более статичен по общему рисунку очертаний конструкций. В членение вводятся колонны, сохраняется скульптурное оформление.

Утверждение в начале ХIХ века принципов классицизма в архитектуре вятских иконостасов повлекло за собой появление во многих композициях мотива триумфальной арки. Мотив арки стал непременным мотивом вятских классических иконостасов. Арочная дуга размещалась над царскими вратами, усиливая их значимость в композиции.

Работа над украшением иконостасов резьбой менее регламентировалась, чем труд иконописца или зодчего. Декоративное оформление иконостасов резьбой выполнялось мастерами в соответствии со своими вкусами, особенно в том случае, когда общая композиция создавалась резчиком. Работая над иконостасом по архитектурному «фасаду», мастер мог в границах отведенного ему «участка» разворачивать свою творческую фантазию, воплощая «деревянные узоры» в различные вариации. Образцы своего мастерства в виде рисунков мастера представляли в консисторию на утверждение.

Строгие иконостасы классицистического направления, убранные ордером, сооружались в конце ХIХ века, хотя с 1860-х годов под влиянием романтизма эклектики меняются интерьеры вятских храмов. Иконостасы становятся пышными: в одних случаях легкими и ажурными, в других - тяжеловесными и грубоватыми, но всегда ремесленно добротными.

На протяжении веков вятские иконостасы свидетельствуют о талантливости местных мастеров, создающих оригинальные, всегда роскошные и сложные по характеру украшений и изяществу работы произведения. В их замысловатых формах проявились народные эстетические представления, породившие дымковскую игрушку и узоры кукарских кружев.

Славные традиции вятских резчиков иконостасов с 1986 года продолжает кировская студия мебели «Aristokrat» (до 2011 года предприятие «Пальметта»). За эти годы специалистами предприятия спроектированы, изготовлены и смонтированы десятки иконостасов в храмах различных городов России.

Прорезная или пропильная резьба

Такую резьбу еще называют сквозной, ажурной за внешнее сходство с кружевами. Ее элементы не имеют фона как такового и часто внутренних площадей фигур - все это выпиливается (прорезается - отсюда и название) лобзиком или пилой. Множественными зубчатыми и ступенчатыми орнаментами украшали наличники, фронтоны домов, а также обрамляли входы над дверьми, перила лестниц и карнизов крылечек.

Русское крестьянское жилище сочетало в себе практичность и необыкновенную красоту. Различные архитектурные детали несли определенное образное значение (древние функции оберега) и в то же время играли декоративную роль. Так, например, необходимость закрыть щели, неизбежно возникающие между бревенчатой стеной дома и рамой окна, вызвала появление наличников, которые украшают дом и являются его своеобразной границей с внешним миром.

Среди наших современников - мастеров-резчиков можно назвать имя Геннадия Яковлевича Лопатина. Он украшает своими работами в пропильной резьбе музеи города Кирова. Так для дома-музея писателя Салтыкова-Щедрина мастером изготовлены ворота, колодец, качели, а для музея-усадьбы художника Николая Хохрякова - украшена резьбой беседка. Есть резные работы мастера и в районах Кировской области, а также в других городов России (Москва, Красноярск, Калуга, Хабаровск, Комсомольск-на-Амуре, Санкт-Петербург). В2008 году Геннадию Лопатину решением Художественно-экспертного совета по народным художественным промыслам Кировской области присвоен статус мастера народных художественных промыслов Кировской области.

Издавна русский человек, «справив» избу и закончив полевые работы, принимался в бесконечные осенние и зимние вечера за художества - вырезывание из дерева.

Народные мастера, используя специфические свойства материала, умели выявить его неброскую красоту, придать своим вещам удобные и художественно завершенные формы. Причем декор крестьянских изделий был органически слит с их практическим бытовым назначением.

Существует несколько видов резьбы по дереву: домовая (глухая, накладная, прорезная), объемная (скульптура, игрушки, долбленая посуда), контурная, геометрическая, плоскорельефная (заоваленная с подушечками и подобранным фоном), рельефная и резьба на пряничных досках-штампах.

При раскопках древних русских городищ и курганов археологи обнаружили нехитрые приспособления, которыми пользовались деревянных дел мастера: топор, тесло, ложкарь, струг и долото.

Топором обрабатывали внешние формы. Теслом на протяжении многих веков пользовались мастера деревянной посуды для выборки внутренних объемов. И сейчас в народных художественных промыслах применяют этот инструмент, напоминающий мотыгу.

Ложкарь представляет собой металлический стержень с кольцевидным ножом на конце. Он выравнивает внутренность деревянных ложек, ковшей и т. п. В арсенале резчика были долото, пила и бурав.

Мотивы своих рисунков народные умельцы черпали в окружающей жизни. Украшенные резьбой бытовые предметы создавали ощущение праздничности и нарядности в крестьянской избе.

Самыми первыми декоративными образами в народном искусстве были уточки и кони. В Эрмитаже хранится ковш-ложечка с изящной ручкой в виде птичьей головы (III в. до н. э.). Создавались скульптурные произведения (деревянный олень с ветвистыми рогами на гордо поднятой голове относится к V-II вв. до н. э.) и бытовые предметы (ковши русских деревень X-XII вв. с изображением коня, уточки, солнечного диска).

Стилизованные облики домашних и диких животных, исполненные мастерами, издавна отличались пластичностью, изощренной фантазией, тонкой передачей характерных движений. Эти образы прошли через многие века резного искусства и остались традиционными в народных промыслах (рис. 1).


Рис. 1 «Ковш-конюх». Тверская губерния. Начало XIX в

В изделиях средневековья нередко встречаются плетеные гирлянды из цветов, трав, листьев. Растительные орнаменты покрывали резные иконы XIV в., алтарные двери, царские врата.

Нередки изображения сказочных зверей, лукавых русалок с изогнутыми хвостами.

Среди мелкой деревянной пластики, созданной безвестными резчиками, выделяются мастерством исполнения и богатым чувством юмора наборы шахматных фигур. Они относятся приблизительно к 1290-1340 гг.

XV век известен роскошными резными иконостасами. Они представляют собой высокое, в несколько ярусов орнаментальное плетение, напоминающее перевитые стебли растений. Резьба в иконостасах дополнялась золочением. Сохранилось имя Амвросия - церковного резчика и скульптора Троице-Сергиева монастыря. Его резные кресты и иконы отличались сложными многофигурными композициями, выполненными с ювелирной тщательностью из плотной, темной древесины грецкого ореха, ценного палисандра, кипариса и самшита.

В XVI в. начинает свою деятельность Кремлевская Оружейная палата, имевшая среди прочих мастерскую резных и столярных дел. Здесь в 1551 г. было создано одно из замечательных произведений русского декоративно-прикладного искусства - царская молельня Ивана Грозного для Успенского собора Московского Кремля. Трон с шатровым верхом сплошь покрыт сложными резными орнаментальными и сюжетными композициями.

Характер резьбы по дереву в XVI в. изменился. «Рельеф резьбы XVI в. более высокий, объемный, сочный и живописный по сравнению с некоторой графичностью плоского, в один план рельефа XIV и XV вв.» (Двойникова Е. С., Л ямин И. В. «Художественные работы по дереву» М., 1972, с. 23)

Неиссякаемую фантазию и мастерство проявляли народные резчики в деревянном убранстве многочисленных соборов и церквей России.

Одним из наиболее ярких памятников в истории русского резного искусства был Коломенский деревянный дворец под Москвой. Архитекторы С. Петров и И. Михайлов спроектировали во второй половине XVII в. для царя Алексея Михайловича дворец, который очевидцы называли восьмым чудом света.

На строительство Коломенского дворца были созваны лучшие мастера из многих деревень России. Он состоял из живописно скомпонованных высоких срубов, связанных крутыми переходами и сенями, и был украшен богатой резьбой и внутренней росписью. В романе «Черные люди» писатель Вс. Иванов подробно описывает это событие: «По всей земле летом искали царские воеводы резчиков, мастеров искусных. Собраны они теперь в селе Коломенском. Работает столяр первых статей Клим Михайлов, что работал на службе близ крепости у князя Куракина, а после у патриарха Никона, работал восемь лет в Воскресенском патриаршем монастыре. Да ученик у него, у Климки, Федька Микулаев, крестьянский сын, тоже столяр знатный... Да еще монах, стрелец Арсений, резчик искусный, да Давыд-резчик, тоже монах... да еще мастеров без счету... Режут хитро сквозные гребни на верховые князья-бревна на крышах, со львами, медведями, конями, орлами, петухами, рыбами, травами, цветками, стругают и режут причелины, подвески, подзорники - узорные прорезные доски со зверями, солнцами, фараонами, ровно полотенца шитые, режут наличники светличные с колонками, наличники краснооконные, волоковые с птицами райскими - с Сирином да с Гамаюном, со псами зубастыми, с виноградными гроздьями среди лапчатых листьев, двери резные с узорами на персидское да на китайское дело, с косяками узорчатыми, словно гладью вышитые... и все красят в алый, розовый, лазоревый, красный, желтый, изумрудный цвета, золотят чисто».

Этот дворец, как бы вынутый из волшебной шкатулки, простоял около ста лет, прославляя искусство народных резчиков.

Во всей силе проявилось самобытное искусство резчиков в период грандиозного строительства Петербурга и его окрестностей, когда талантливые народные мастера украшали резьбой новые дворцы, усадьбы, церкви и соборы. И сейчас вызывает восхищение деревянный иконостас Петропавловского собора, созданный по проекту И. Зарудного резчиками И. Телегой и Т. Ивановым с товарищами.

Великолепным резчиком по дереву был Андрей Константинович Нартов, ведавший дворцовой токарной мастерской при Петре I.

Работы русских резчиков ни в чем не уступали образцам иностранных мастеров (рис. 2).




Рис. 2 Резная панель Останкинского дворца

Наиболее поэтичными, живыми и истинно народными были работы, созданные в глубинах России, в деревнях и селах. Примечателен декор деревенских изб, отличающийся богатством пластического языка, совершенством техники, оригинальностью изобразительных мотивов и орнаментов. В нем сочетается прорезная и накладная резьба с рельефными изображениями на гладком фоне (рис. 3 и 4).


Рис. 3 Дом Ошевнева в Кижах. Декор фронтона. XIX в.
Рис. 4 Фрагменты лобовых досок крестьянской избы. XIX в

Многообразны художественные варианты русских прялок. Издавна прялка была одним из главных предметов в крестьянском хозяйстве. Около нее женщины коротали бесконечные зимние вечера. С ней не расставались даже в гостях. А когда крестьянка была занята другой работой, прялку вешали на стену. Она украшала избу. Деревни и села России как бы соревновались друг с другом в выборе формы и убранства прялок.

Непосредственная связь с каждодневным трудом определила художественный язык и средства выражения декора прялок. Все свое умение резчики вкладывали в их украшение. Старались, чтобы они были нарядными. Например, крестьяне Вологодской губернии рассыпали каскады узоров трехгранно-выемчатой резьбы по гребню и головке прялки, оставляя гладким только донце, дополняя резьбу яркой раскраской (рис. 5 и 6).


Рис. 5 Гребень прялки. Вологодская губерния. XIX в
Рис. 6 Прялки. Вологодская губерния. XIX в

Мастера Ярославской губернии оставляли натуральный цвет дерева. Прялке придавали форму шатрового терема, покрытого изящной контурной и ногтевидной резьбой. Нередко изображали жанровые сценки (рис. 7).


Рис. 7 Деталь прялки. Ярославская губерния. XIX в

В деревне Касково Нижегородской губернии прялки были совсем другие - гребень оставался совершенно гладким, а узоры располагались на донце и головке. Характер узора был своеобразным: в светлую древесину осины врезали кусочки темного синевато-серого мореного дуба.

В каждой области бытовали особые формы прялок и характер их декора.

Россыпью геометрической резьбы украшались также вальки, рубели, солонки, совки для сбора ягод и другие изделия крестьянского обихода (рис. 8).




Рис. 8 Ненецкие совки-грабилки для сбора ягод. Заполярье. XIX в

Особое место в искусстве резьбы занимают доски-штампы для пряников. Они представляют собой углубленную резную форму. В XVIII в. на одной доске вырезали несколько замысловатых форм и выпекали сразу целую партию нарядных пряников (рис. 9).


Рис. 9 Пряничная доска. XVIII в

В XIX в. на пряничных досках изображали птиц, рыб и животных, а порой и фигуры людей. По своей художественной выразительности эти доски являются подлинными произведениями декоративно-прикладного искусства (рис. 10).


Рис. 10 Пряничная доска. XVIII в