Проектирование и строительство домов

Проектирование и строительство домов

» » Дизайн сада в китайском стиле. Китайские сады и их фото

Дизайн сада в китайском стиле. Китайские сады и их фото

Китайская культура отмечена печатью древности, оригинальности и известного своеобразия. Ландшафтный дизайн можно смело назвать одним из проявлений культуры Китая, в котором в полной мере отразились все ее черты. В культуре Поднебесной империи особую роль играет учение фэн-шуй, в котором гармонично объединены философия и повседневная жизнь. В отношении китайского сада влияние фэн-шуй выражается в создании гармонии между элементами воздуха, воды, земли, а также растениями, холмами, равнинами и, конечно, человеком. Устройство садовой территории, согласно фен-шуй, представляет отражение душевной организации ее хозяина, является своего рода проекцией его внутреннего мира.

Философия в устройстве зеленой зоны

Китайский сад - это чаще всего пейзажный сад, в котором каждый архитектурный элемент имеет свое символическое значение. Особенностью зеленой зоны можно назвать характерную для нее иерархичность, отношения подчиненности между отдельными элементами, при обязательном соблюдении баланса и гармонии в духе фэн-шуй.

Сад с настроением Поднебесной – это результат усилий человека и природы, при этом рукотворные элементы (здания, скульптуры, архитектурные формы малых размеров) удивительно гармонично становятся элементами ландшафта, так что искусственное порой не так просто отличить от естественного.

Концепция настроения

В саду, созданном по китайской философии, всегда присутствует выраженный центр в виде доминирующей композиции, а остальные элементы располагаются вокруг нее. Хотя садики в таком стиле имеют единую концепцию, но имеется много интересных разветвлений. Одно из них носит название «смеющиеся сады». Они отличаются насыщенными красками, широкой цветовой палитрой. Причем даже такие элементы как здания, тропинки, аллеи выполняются в яркой цветовой гамме.


«Смеющимся садам» в философском и художественном плане противопоставляются «угрожающие», которые являют собой отражение грозной мощи необузданных стихий. Своеобразная красота и гармония их выражается в форме искривленных деревьев, низвергающихся с грохотом водопадов, каменных глыб, готовых обрушиться в любой момент.

«Идиллический сад» - еще один вид эмоционального состояния китайского сада. Все элементы композиции выполняют задачу воцарения спокойствия и мира в душе, чему способствуют неяркие краски, умиротворяющая водная гладь пруда, на островке в котором можно уединиться в уютной беседке. Примечательно, что все три вышеописанных настроения могут присутствовать в одной зеленой зоне.

Китайский стиль ландшафтного дизайна не боится играть с пространством. Прекрасная иллюстрация такой игры – «картина в раме», когда через фигурное отверстие в стене можно наблюдать строго определенный стилистически законченный, самодостаточный участок территории, причем визуальную суть этого можно увидеть только через это отверстие- «раму».

Приусадебный участок в стиле Поднебесной (видео)

Типичные элементы сада

Садовую территорию в китайском стиле трудно представить без построекв виде малых архитектурных форм - беседки-пагоды, смотровые площадки, откуда лучше всего любоваться пейзажем и наблюдать гармонию его элементов между собой. Окружающая садик фигурная или обычная стена – тоже одна из характерных черт.


Дорожкам и тропинкам в китайском саду не свойственно пролегать по прямым линиям.

Ландшафтный дизайн в Китае привык иметь дело с просторными участками, для воплощения всех замыслов ему требуется большие площади. Стоит учесть, что преобразование участка под сад в подобном стиле потребует большого объема работ.

Китайский стиль в дизайне сада (видео)

Выбор растений

В Китае всегда на высоком уровне находилась селекционная работа, множество выведенных сортов цветов наделялось собственными символическим значениями и влиянием на формирование благоприятной среды по фэн-шуй. Растения, по мнению ландшафтных дизайнеров Поднебесной, создают не просто красоту, а нечто неповторимо прекрасное. Цветы для китайского садика выбирают внешне эффектные и одновременно утонченные. Их не должно быть слишком много, вокруг часто высаживается зелень, чтобы в комплексе картина производила впечатление изысканности.

В китайском садике можно обычно лицезреть пионы, луковичные, плетистые розы, разные виды красиво цветущих плодовых деревьев.

Китайская беседка (видео)

Решения для сада в стиле Поднебесной (фото)




Отзывы и комментарии

Оксана Дмитриевна 23.10.2014

Здравствуйте! Делюсь своим интересным опытом получения богатого урожая. Мне попалось интервью с доктором сельскохозяйственных наук Чурсиным Михаилом и вдохновленная статьей, я решила воспользоваться его рекомендациями, и знаете, я не прогадала.. Все лето ели огуцы и помидоры с огорода, и еще на зиму наготовили закаток себе и родным. Кому интересно, вот Майя 28.02.2014

У нас например большой дачный участок, около 25 соток и мы уже несколько лет не сажаем огород. Казалось бы есть все возможности, чтобы сделать сад в китайском стиле. Но мне кажется, что мы сами не сможем это сделать, все-таки это очень большая нагрузка. Чтобы сделать такой сад, надо поискать ландшафтных дизайнеров, по крайней мере чтобы провести с ними консультации.

Маргарита С. 30.09.2015

Добавлю. Важным принципом сада в китайском стиле является естественность. То есть сад должен выглядеть так, словно его создали не человеческие руки, а сама природа. Согласитесь, это нелегко. Сама уже который год пытаюсь на своей даче воплотить в жизнь сад в китайском стиле, но пока выходит лишь его слабая пародия.

Антон 11.03.2017

Очень люблю интерьер с китайскими нотками. Этот сад просто воплощение моей мечты. Уверен, если очутиться в таком месте то можно почувствовать, что находишься в Китае. Это просто удивительно, как создатели этого чуда смогли воплотить китайское настроение, не думал, что такое возможно. С радостью бы поработал над своим садом, чтобы попытаться сделать его похожим на этот.

  • Добавить комментарий
  • Когда европейцы впервые услышали и увидели китайские сады и парки, они были просто поражены их очарованием и самобытностью. Школа ландшафтного искусства Поднебесной совершенно необычна и непохожа на всё то, к чему мы привыкли. Здесь не встречаются аккуратные стриженые газоны, как это принято в английском стиле, нет чёткости линий, присущей принципу регулярности клумб, разбиваемых во Франции и т. д. В Китае высшая ценность - это сама природа. Поэтому здесь даже на территории небольшого участка стараются воспроизводить её с максимальной точностью и в наиболее гармоничном проявлении.

    Исконно китайский сад - не только растения, но и реки, горы, озёра, пусть даже воссозданные в миниатюре. Это абсолютно не важно. Главное, чтобы созданный ландшафтный дизайн помогал людям понимать и ощущать гармонию между окружающей природой и собой.

    История создания

    Древний китайский сад имеет не только многовековую богатую культуру, но и уникальные особенности. Он существует уже более пяти тысячелетий. Выполняемые в различных стилях древние виды китайских садов считались лучшими среди существующих трёх систем структурного разбивания парков в мире. Такими они являются и в наши дни.

    История китайских садов ведёт своё начало с и Чжоу. Тогда они назывались «юъ», что означало «ближайший от пейзажа». Это было красивое место, предназначенное для общения и игр. Во времена китайский сад строился как вилла и назывался «юань». Здесь императоры могли отдыхать и обсуждать государственные дела.

    Основная идея, которую олицетворяет китайский сад, огород - это «сотворение природного мира» в миниатюре. При его создании максимально используется естественный ландшафт со всеми особенностями географической зоны. Этот подход и сегодня можно наблюдать во многих национальных парках, особенно если речь идёт об императорских или монастырских китайских садах.

    Виды

    Условно различается несколько типов садов в китайском стиле. В первую очередь, это императорские парки, расположенные на севере страны. Немало их и в пригородах столицы. Есть также аналоги при императорских гробницах, храмовые, домашние и т. д. Тем не менее всё многообразие китайских садов сегодня сводится к двум основным типам: императорскому и частному.

    Описание

    Одно из основных направлений ландшафтного искусства Поднебесной - создание на небольших участках земли миниатюрных пейзажей. В традиционный китайский сад могут быть размещены самые разные архитектурные сооружения, например, мостики, беседки или павильоны. В нём обязательно наличие водоёмов. Можно встретить даже скалы и гроты. Для общей эстетики в композиции добавляются редкие виды деревьев, высаженные как одиночно, так и небольшими группами.

    Другое направление - это проектирование ландшафта на обширной территории с устройством на ней огромных водоёмов и крупных рельефных форм. Чаще всего - рукотворного типа: скал, гор, водопадов. Обязательным считается наличие крупных групп растений, которые могут быть разделены дорожками, а также «речками» или даже «ручьями». Чаще всего используемые культуры - розоцветные. Например, тут могут располагаться такие деревья, как миндаль, яблони, вишни, сливы, персики, а также древовидные или травянистые растения: тюльпаны, пионы, розы, касатики, сирень, лагерстремии и другие красивоцветущие представители мира флоры.

    Особенности

    Миниатюрный сад в китайском стиле можно создавать даже на дачном участке размером в шесть соток, тогда как обладателям более внушительных земельных площадей лучше выбирать второе направление дизайна. Главная идея паркового оформления в Поднебесной состоит в том, чтобы посетители ощущали абсолютный покой, умиротворённость и единение с природой.

    Ещё одна особенность, которая характеризует традиционный китайский сад, заключается в создании «безграничности», чтобы человек, гуляющий по нему, из каждой новой точки видел не одну картину, а несколько сменяющих друг друга пейзажей. При этом должны находиться в абсолютной гармонии. Ничто не должно быть слишком ярким и броским или же, наоборот, казаться незаметным.

    Естественность

    Китайский сад просто обязан смотреться естественно. От дизайнера требуется создание впечатления того, что всё вокруг было сотворено без человеческого участия. Как будто сама природа выстроила водоёмы в необычные произвольные образы. Однако немногие знают, что такие на первый взгляд несколько небрежные композиции бывают на самом деле очень глубоко продуманы, чтобы приглашать к медитации и размышлениям.

    Принцип заимствования в пейзаже

    По законам восточного ландшафтного искусства китайский сад разбивается таким образом, что в любой точке вслед за одной панорамой открывается другая. Подобный приём в дизайне называют «принципом заимствования пейзажей», благодаря которому можно визуально расширять границы участка. Секрет воплощения этого явления в жизнь очень прост: создаётся многоплановая перспектива, после чего прокладываются и дорожки, соединяющие панорамы друг с другом.

    Символичность

    Китайский сад - это не только один из вариантов ландшафтного дизайна, но и проекция души его владельца. Ведь он бывает выстроен согласно правилам фэн-шуй, в которых всё подчиняется гармонии окружающего мира. Согласно этому учению, пространство, окружающее человека, должно содержать элементы, которые символизируют составляющие нашей Вселенной. Поэтому и составляющие китайского сада - знаки «инь» и «янь» - олицетворяют единение противоположностей. Они в парках Поднебесной сочетаются таким образом, чтобы давать возможность «ци» - живительной энергии - свободно перемещаться в пространстве. К тому же большинство элементов также символизирует различные жизненные состояния, к примеру, персик означает благополучие, пион - богатство и т. д.

    Вода

    В Поднебесной во все времена к природе относились очень серьёзно. Ведь считалось, что именно от неё зависит и радость, и горе. В китайском саду используется несколько обязательных составляющих. Одной из них является вода. Она, организуя общее пространство, делит территорию на разные зоны. Например, пруд с его ровной гладью - это символ спокойствия и мира, струи от фонтана, ручьи или водопад - вечного движения. Любой водоём китайского сада не должен иметь искусственную облицовку или высокие берега. Беседки и павильоны, установленные на островках, занимают практически всё место, возвышающееся над водой. Это нужно для создания впечатления, что эти строения «выросли» из водной глади.

    Камни

    Они являются обязательными составляющими китайских садов. Камни уравновешивают строения, сотворённые человеком, и природные элементы. Для создания подобного эффекта часто устраиваются простые горки из валунов, где не высаживается никаких растений. Вообще, в китайской культуре к камням относятся с трепетом - ими любуются, их слушают.

    Цветы

    Такие растения китайского сада, как правило, немногочисленны. Но каждое из них несёт свой символический особый смысл. Наибольшего поклонения заслужил древовидный пион, который здесь именуют «королём цветов». Нередко в саду встречаются лотосы, розы, хризантемы, нарциссы. Каждый из благородных цветков обязательно оттенён более простым растением, «рангом» пониже. Например, для пиона лучшие спутники - роза или шиповник, хризантема «оттеняется» бегонией. То же самое происходит с деревьями. Например, слива высаживается рядом с магнолией или камелией.

    Деревья

    Особым почётом в садах в китайском стиле пользуются большие и старые деревья, которые растут на участке не одно десятилетие. Почти всегда встречается сосна, символизирующая благородство. Не является редкостью персик или слива. Прекрасным дополнением в живописную дизайнеры считают бамбук. Он на Востоке является олицетворением жизненной силы и стойкости. Другими, не менее любимыми для китайцев деревьями, считаются магнолия, ива и, конечно, сакура.

    Постройки

    Сады Поднебесной невозможно представить без каких-либо рукотворных сооружений. Это сделанные в традиционно восточном стиле беседки, террасы, чайные домики. Они размещаются на территории с таким расчётом, чтобы человек, находясь в них, имел возможность, созерцая всё пространство, любоваться гармоничностью.

    Культура Востока насчитывает несколько тысячелетий и очень сильно отличается от западной, европейской. Сады Китая создавались под влиянием двух религий - даосизма и буддизма, что наложило свой отпечаток. Главные принципы, лежащие в основе создания китайских садов, - это глубочайшее уважение и любовь к природе, свободная, то есть пейзажная, планировка, попытка воссоздать в миниатюре природные ландшафты, наделенные особой прелестью и красотой.

    Философия китайского сада

    Китайское садово-парковое искусство в древности основывалось на своеобразной философии: природа рассматривалась как единство и борьба двух противоположных начал, находящихся в равновесии: мужского Ян и женского Инь. Они наполняют природу во всех ее проявлениях - при смене времен года, смене дня и ночи, в камнях, воде, растениях. Кроме этого, все элементы природы наделялись энергией и «дыханием» (понятие «ци») и находились в постоянном движении и развитии.

    Человек при этом не противопоставлялся природе, как это имело место в западной культуре, а гармонично вписывался в нее, являлся частью единого целого, имел свой путь, жил в соответствии с основными законами Вселенной. Позднее, с приходом в Китай буддизма, который проповедовал преимущество Природы и ее сил над человеком, появилось понятие «Просветленная природа» - стремление к совершенству человека при помощи медитации, созерцания, духовного слияния с природой.

    Китайские сады создавались для общения с природой: утренних и дневных прогулок, медитаций, вечернего созерцания луны, для дождливой и солнечной погоды, служили для отдыха души и тела.


    Все это определило основные принципы создания китайских садов: свободный, природный стиль, отсутствие какой бы то ни было симметрии, уважение к окружающему ландшафту, отсутствие нарочитого украшательства, создание гармоничных микроландшафтов, имитирующих природные, выраженная символика всех элементов сада, использование немногих, но несущих большую смысловую нагрузку природных акцентов (камни, растения, вода).


    Основные элементы сада в китайском стиле

    Атрибуты китайского стиля, которые применяются для создания садов, использовались европейцами еще в 19 веке, но зачастую без понимания их скрытой символики. Рассмотрим главные из них.

    «Окна в саду» - небольшие проемы на уровне глаз в садовых стенах, которые выполняют ту же роль, что и лунные ворота. Они бывают двух видов: первые - в виде рамы, в которой запечатлена «садовая картина»,

    вторые - сами по себе произведения искусства, имеют кованую или каменную решетку с красивым орнаментом или изображением дерева, сквозь них тоже видны «садовые картины».

    Отверстия различной формы (круглые, квадратные, прямоугольные, в виде лепестка) в человеческий рост во внутренних стенах, которые делят сад на зоны.

    Их основное предназначение - открывать перед нами новые виды по мере продвижения по саду. В то же время «лунные ворота» служат необычными рамами для живых картин, приглашают посмотреть на них.


    Входные ворота - обычно прямоугольной формы, всегда имеют крышу, часто окрашены в яркие цвета (красный, коричневый). Могут быть достаточно просто и скромно устроены в небольшом саду, но ворота в парки обычно имеют большие размеры, красивую, изогнутую в китайском стиле крышу и богато украшены.

    Декоративный водоем - важнейшее украшение и атрибут китайского сада. Вода в виде озер, прудов, ручьев символизирует женское начало. Она представлена огромными озерами в парковых ансамблях и небольшими прудами в центре частных садов. Вокруг таких прудов, часто населенных ярко окрашенными карпами кои, строилась садовая композиция.

    Камни олицетворяют сильное мужское начало Ян, их наделяют душой. Ландшафт китайского сада определяется двумя главными составляющими - камнями и водой. «Горы» из камней символизируют бессмертие - важный аспект китайской философии.

    Купить декоративный камень>>

    Для китайского сада используется более ста разновидностей камней, особенно ценятся старые, сложной формы, поднятые со дна моря камни.

    Бонсеки - это миниатюрные композиции из камней или из камней и растений, воспроизводящие природный ландшафт в миниатюре. Они являются настоящим произведением искусства. Размещают бонсеки в саду на столах-подставках или на земле на фоне стены.

    Беседки и павильоны - им в китайском саду отводится важная роль. Они выполняются в традиционной манере с изогнутыми крышами из бамбука, часто богато украшены. Размещают беседки и павильоны на берегу или в центре пруда.

    Беседку, садовую мебель купить>>

    Они также несут в себе скрытую символику и тесно связаны с окружающим ландшафтом.

    Садовые павильоны служат для отдыха, созерцания и медитации.

    Мосты обычно используют для пересечения водных пространств. Форма мостов самая разнообразная - горбатые мостики для узких каналов, зигзагообразные одноуровневые мосты для пересечения прудов, шаговые мостики из плоских небольших камней. Материалы для мостов - камень, дерево, бамбук.


    Китайские фонари , изготовленные из дерева, стекла, металла, бумаги (красного цвета), служат как для украшения сада, так и несут функциональную нагрузку. Чаще всего они размещаются на стенах или внутри беседки под потолком.

    Бамбук - одно из любимых растений китайцев и дешевый строительный материал, который широко применяется для изготовления всевозможных ограждений, ворот, беседок, циновок, решеток. Из-за его недолговечности конструкции из бамбука приходится часто обновлять.

    Особого мастерства достигли китайцы в создании разнообразных твердых покрытий . Материалом для них обычно служит разноцветная галька, из которой создаются сложные узоры в виде волн, орнаментов, картин, изображающих растения, что подчеркивает связь дорожек с окружающим ландшафтом.


    Каменные львы выполняют роль садовой скульптуры, их всегда размещают у входа в дом или сад в паре. Основное предназначение каменных львов - защита владельцев от неприятностей.


    Растения - важная составляющая композиций

    Один из главных принципов китайского сада: он должен сохранять свою красоту и привлекательность на протяжении всего года. Любое дерево, кустарник или цветок в китайском саду имеют свой смысл, связаны с сезонными явлениями или событиями из жизни владельцев. Приход весны всегда символизируется цветением вишни, сливы (олицетворяет силу характера), магнолий, граната, а также цветущими декоративными кустарниками - форзицией, рододендронами, хеномелесом (айва японская). Чуть позднее главным акцентом в саду становятся цветущие алые азалии. А осень знаменуется пронзительно-шарлаховой листвой разнообразных кленов.

    Основное растение, присутствующее почти в каждом китайском саду, - сосна. Долго живущие вечнозеленые сосны напоминали китайцам о бесконечности времени. С помощью определенных приемов деревья формируют, понижая их высоту и придавая ветвям определенное расположение. О соснах бережно заботятся из поколения в поколение.

    Кроме сосен, из хвойных высаживаются можжевельники и кипарисы.


    Выращивают в садах лианы (глицинии), некоторые вечнозеленые кустарники (питтоспорум, магония падуболистная и др.), а также древовидные пионы, хризантемы. Бамбук олицетворяет выносливость и стойкость, так как его ветви изгибаются под ветром, но никогда не ломаются. Эти растения часто используются в садах. Искривленные старые или искусственно состаренные деревья - важный элемент китайского сада.

    С приходом буддизма важным растением китайского сада становится лотос. Его прекрасные и нежные лепестки являются символом чистоты души Будды, возвышающейся над материальным земным миром.

    В традиционных китайских садах нет газонов, а в качестве почвопокровных растений используются некоторые травянистые многолетники (хосты, кислица), а также декоративные злаки.

    Бонсаи - сформированные определенным образом деревья и кустарники - элемент, также характерный для китайского сада. Особенно эффектно смотрятся небольшие бонсаи из деревьев (около 0,5-1 м), высаженные в контейнеры и обязательно размещенные на подставке. Чаще всего это сосна, вишня или слива, клены, хеномелес и другие.

    Текст и фото: Наталья Юртаева, ландшафтный дизайнер

    Китайское садовое искусство относят к восточному стилю в ландшафтном дизайне. Это верно лишь отчасти - кроме китайской школы садово-паркового искусства он включает ещё две самостоятельные стилистические школы: японскую и корейскую.

    Китайский стиль обустройства сада считается одним из самых древних. Он зародился в Древнем Китае около трёх тысячелетий тому назад, и его возраст сравним разве что с садовым искусством Вавилона и Древнего Египта. Впечатляют своим великолепием китайские сады и парки около императорских дворцов, у подножий древних храмов, в поместьях обеспеченных жителей Поднебесной, пришедшие к нам из глубины веков и ставшие для современной садовой моды своего рода «иконой стиля».

    Фэн-шуй китайского сада

    Китай - удивительная страна, здесь всё подчинено особым законам - законам древней философии Фэн-шуй. Распространяется она и на искусство создания садов. Да-да, создание сада в Поднебесной возведено в ранг искусства, и каждое такое творение совершенно уникально, хотя и подчинено тем же правилам, что и другие сады.

    Как такое возможно? Просто традиционный китайский сад - это воплощение философии владельца, его мироощущение, понимание гармонии. Здесь имеет значение абсолютно всё - форма, цвет, размер, местоположение каждого живого или рукотворного объекта. Цветы, кусты, деревья, беседки в китайском саду занимают специально отведённые для них места и способствуют свободному перемещению положительной энергии Ци, которая, как учит Фэн-шуй, несёт благополучие владельцу сада и его семье.

    При всей своей продуманности и упорядоченности сад в китайском стиле должен выглядеть максимально естественно, демонстрируя гармонию между живой и неживой природой.

    Многоликий китайский сад

    Ландшафт китайского сада достаточно сложен и во многом зависит от того, какая идея заложена в него создателем. Так, сады с извилистыми дорожками и природными пейзажами адресуются философам - они располагают к длительным прогулкам, умиротворённой созерцательности и размышлениям. Домашние сады - это участки, посвящённые дому, семье. Потому они местами походят на огороды, оформленные в традиционном китайском стиле.

    В китайской ландшафтной стилистике существует такое понятие, как сады настроения. Смеющийся сад располагается на ровном горизонтальном участке, а на территории угрожающего сада вы встретите в изобилии скалы, острые камни, корявые деревья. Идиллический сад - это место, где отдыхают влюблённые пары и ищут вдохновения поэты, в его центре вы непременно найдёте обширный с небольшим островком в центре, где стоит маленький беседка или домик в китайском стиле.

    Особенности обустройства ландшафта в китайском стиле

    Классический китайский сад занимает довольно большую территорию, и разбить его можно далеко не на каждом приусадебном участке. Тем не менее, отчаиваться не стоит - воссоздать уголок такого сада возле своего дома - вполне реально.

    Создавая китайский сад своими руками, нужно помнить о том, что в его ландшафте присутствует большое количество всевозможных элементов - водоёмы, камни, деревья, кусты, цветы, ограды, беседки и многое другое. Но ни единая мелочь здесь не может быть случайной - ничто не должно нарушить идеальную гармонию сада. У каждого растения, каждой вещи в таком саду должно быть строго назначенное место, ведь каждое из них имеет свой смысл, своё символическое значение.

    Планирование китайского сада следует проводить досконально, с учётом малейших элементов ландшафта. Ландшафт здесь не предполагает симметрии, поэтому ключевой объект сада - кстати, не всегда единственный - может находиться в любом его месте, точнее сказать там, где того потребуют правила Фэн-шуй. Следует отметить, что больших открытых пространств в китайском саду быть не должно, впрочем, солнечного света в нём должно быть достаточно.

    Ландшафт в китайском стиле избегает прямых линий - извилистые тропинки в таком саду будут иметь естественные очертания, выглядеть так, будто они созданы самой природой. Здесь не будет ровных клумб, высаженных в ряд растений, аккуратно остриженных кустарников. Вместо клумбы в китайском саду более уместен яркий и оригинальный одиночный цветок в окружении свежей зелени, строгим рядам здесь стоит предпочесть близкую к естественности асимметрию, придавать деревьям и кустарникам замысловатые формы следует путём формирования крон.

    Гармония живой и неживой природы - основа основ китайского сада, поэтому растения в нём должны создавать единый ансамбль с камнями. Камни и скалы здесь могут быть и , хотя предпочтительнее натуральные. В любом случае они должны быть выразительными, достаточно крупными и, конечно же, уместными.

    Обязательный элемент китайского сада - , а лучше - несколько водоёмов. Самое место для них - имеющиеся на участке низины. Как правило, это ухоженные рукотворные озёра с чистой водой, имеющие плавные, близкие к естественным, изгибы берегов.

    Традиционными для китайского сада являются такие цветы, как , магнолии, . Из однолетников отдайте предпочтение , . При оформлении водоёмов обязательно используйте священное для жителей Поднебесной растение - .

    Большие газоны в китайском ландшафте не предусмотрены, но если уж образовалось в вашем саду большое открытое пространство - не торопитесь заполнять его случайными предметами или растениями. Задекорируйте его вазоном с , который в данном случае окажется весьма уместным.

    Тот факт, что китайский стиль в ландшафтном дизайне предполагает естественность, вовсе не означает, что садовым питомцам не нужен уход. Напротив, каждое растение должно получить от хозяина толику внимания - удаление сухих листьев и ветвей, формирование крон, срезание лишних побегов, своевременный полив сделают сад ухоженным и аккуратным. Это не противоречит требованию естественности, а лишь наглядно демонстрирует гармоничные взаимоотношения человека с природой.

    Рукотворные элементы сада

    Малые архитектурные формы в китайском саду занимают особое место. В сбалансированном соотношении земли и воды, растительности и камней, света и тени отведено место и человеку, ведь он - часть этой природы.

    По китайской традиции сад следует огораживать - приватность здесь приветствуется, поэтому возведение высоких, массивных, зачастую каменных заборов вполне соответствует приличиям. Важно только, чтоб ограждение не вносило дисгармонии в пейзаж. А вот ворота следует украсить побогаче, опять-таки для привлечения благополучия - уж если Фэн-шуй, так во всём.

    Все устанавливаемые в саду , павильоны, домики, мебель и декор должны быть выполнены в китайском стиле. Их присутствие обязательно, но оно не должно быть избыточным: помним о гармонии и балансе. Рукотворные элементы китайского сада традиционно окрашивают в яркие, насыщенные цвета - красный (сила, жизненная активность), синий (умиротворение, сосредоточенность на духовности), приятные глазу оттенки жёлтого (спокойствие, гармония) и т.д.

    Как правило, садовые постройки в китайском саду выделяют на фоне растительности яркими цветами. К примеру, деревянная беседка в китайском стиле, построенная рядом с хвойными деревьями, может быть окрашена в бордовый или ярко-синий цвет. Деревянный мостик, переброшенный через созданный вами ручей, можно окрасить сразу в несколько цветов. Одним словом, всему, что подлежит окраске, нужно придать какой-либо символичный цвет.

    Обогатят и украсят садовый ландшафт сооружения с применением натурального необработанного камня - , беседки, мосты. Их сооружение очень трудоёмко, поэтому самостоятельно за него браться не рекомендуется.


    Как видим, создание сада в китайском стиле требует значительных усилий и затрат, да и разбить идеальный китайский сад самостоятельно в один сезон практически нереально - в следующем сезоне последует работа над ошибками. Тем не менее, обустройство такого сада - это занятие чрезвычайно увлекательное и познавательное. А ещё это путь к гармонии и самопознанию, поиск душевного равновесия. Поклонникам древних восточных философий такое садоводство непременно придётся по душе, а результат от проделанной работы доставит бесконечное удовольствие!



    Философия садового интерьера

    Сады стран Азии созданы для умиротворения, покоя и побуждают входящего в них к расслаблению. Именно поэтому растения, которые используются для оформления, должны оставаться в единой цветовой гамме, а основу садового интерьера составляют все оттенки зеленого. На просторах такого сада крайне осторожно применяют пестролистные сорта и формы, особенно если речь идет о японском направлении.

    Классики японских садов утверждают, что самые строгие ценители не позволяют цвести даже рододендронам, их бутоны педантично удаляют каждый год. Ведь цветы присутствуют лишь как дополнение к какому-то элементу сада, как акцент, усиливающий впечатление. Это не значит, что такой сад скучен и монотонен. Наоборот, симфония зелени и камней, легкое журчание воды и шелест ветра, играющего деко-ративными злаками, как нельзя более подходит для медитативного чаепития после напряженного рабочего дня.

    Творения азиатских садовни-ков отличаются изящной просто-той и лаконичностью ассортимента растений. И в то же время крайней аккуратностью и чистотой посадок. Эти основные факторы должны стать первыми при выборе ассортимента. То есть культуры и формы должны сочетаться между собой круглый год и быть устойчивыми в климате вашего региона.

    Совет специалиста

    Не нужно пытаться адаптировать сложные теплолюбивые виды под свой регион, ведь красота любого сада достигается, лишь когда он сформирован, а его жители предстают перед вами во всей своей красоте в любое время года.

    Вторым моментом становится философия, идея сада. Недостаточно красиво расположить камни и подобрать истинно китайские или японские сорта, необходимо, чтобы они отражали вашу задумку и были частью цельной картины. В таком саду принадлежность к восточной культуре выбранного растения отходит на второй план, подчиняясь общему движению.

    Хвойная основа сада в восточном стиле

    Специально для желающих следовать букве азиатской садовой культуры остановимся более подробно на основных представителях Востока среди посадочного материала. Начнем с древесной группы, формирующей скелет сада.

    Многолетники для оформления восточного сада

    Создав каркас из растений, нельзя пренебрегать В многолетними травянистыми культурами, также играющими важную роль в жизни восточного сада. Всем известны популярные и любимые в странах Азии пионы (Paeonia) и хризантемы (Chrysanthemum). Наряду с ними можно использовать такие фактурные растения, как хосты (Hosta), ирисы сибирские (Iris sibirica), астиль-бы (Astilbe), лилейники (Hemerocallis)r роджерсии (Rodgersia), клопогоны (Cimicifuga), баданы (Bergenia), разнообразные культуры папоротников (Polypodiophyta). При этом не стоит увлекаться выбором сортов и красотой цвета. Опирайтесь на видовые формы, чья красота раскроется в изящной простоте листьев.

    Отдельно стоит упомянуть злаковые культуры, ставшие популярными в отечественных садах. Ключевыми растениями этой группы станут мискантусы китайские (Miscanthus sinensis) с неброской окраской листвы. В полутени можно высадить строгие формы молинии голубой (Molinia caerulea), осоки грея (Carex grayi), щучки извилистой (Deschampsia flexuosa). Для светлых и открытых участков подойдет просо прутьевидное (Panicum virgatum), разные ожики (Luzula), овсяница сизая (Festuca glauca) и многие другие.

    МИНИАТЮРЫ В МОДЕ

    Любители почвопокровных растений могут создать небольшой сад мхов и ползучих культур. В качестве подходящих растений на открытых участках используют армерию альпийскую (Armeria alpina), вербейник монетчатый (Lysimachia nummularia), мшанку шиловидную (Sagina subulata), способную создать иллюзию настоящего сада мхов, а также стелющиеся очитки (Sedum) и цимбалярию постенную (Cymbalaria muralis). Для полутени подойдут барвинки (Vinca), копытень европейский (Asarum europaeum), пахизандра верхушечная (Pachysandra terminalis).

    Сад в японском стиле своими руками

    Традиционные японские сады – это вселенная, заключенная на одном маленьком участке. все здесь символично и имеет глубокий смысл при внешней сдержанности и простоте. именно поэтому так сложно создавать садовые объекты в японском стиле. Сложно, но интересно!

    «Наша» Япония

    Стоит ли устраивать японский сад в средней полосе России? Если ваше обычное времяпрепровождение по выходным и праздникам

    на даче подразумевает обилие друзей и родственников, песни и шашлыки, это замечательно, но тогда японский сад не для вас. Аскетичная японская беседка не предназначена для приготовления барбекю и проведения застолий. Японский сад создается для созерцания.

    Также от этой идеи следует отказаться увлеченным цветоводам и любителям ярких красок. В японских садах преобладает зеленый цвет, они раскрашиваются лишь цветением сакуры весной и яркой листвой кленов осенью. Конечно, есть азалии, глицинии, новее это очень эпизодически. В таких садах практически нет многолетников, только деревья и кустарники. Как говорится, любителей флоксов и роз просьба не беспокоиться. Для европейского садовода главное в саду — растения, неважно, стриженые (для регулярного стиля) или вольно растущие (для композиций в пейзажном духе). У японцев иные приоритеты — в своих прогулочных садах они создавали идеализированный природный ландшафте горами, озерами, деревьями. Мир в миниатюре, в котором присутствуют все элементы природы — камни, вода, растительность. Обратите внимание: растения на последнем месте!

    Какие растения сажают в японском саду?

    Завораживающие осенние краски обязаны изящным листьям кленов. Вместо проблемных у нас японских видов выбирайте устойчивые в средней полосе к. маньчжурский и к. ложнози-больдов с резными мелкими листьями, оранжевыми и пурпурными осенью.

    Японскую весну невозможно представить без сакуры, которая плохо себя чувствует в Подмосковье. Так что заменим ее вишней сахалинской, в. курильской или в. обыкновенной, боярышниками, даже декоративными или плодовыми яблонями и сливами. Их пышное цветение, пусть и не аутентичное, интереснее, чем несколько цветков явно мучающихся у нас настоящих сакур.

    В качестве стриженых полусферических кустов японцы используют мелколистную азалию, можно ее попробовать для этой цели, но проще и дешевле делать такие стрижки из спиреи Бумальда и спиреи японской.

    Источник вдохновения

    Источником вдохновения для тех, кто хотел бы создать японский садик, могут послужить сады Тофуку-дзи. По японским меркам они неприлично молоды, созданы в 1939 году в Киото японцем Сигэмори Мирэй, считавшим, что истинный путь — не слепое копирование идеальных образцов, а создание собственного стиля. Четыре разных сада предстают перед нами один за другим по мере продвижения по деревянной галерее вокруг храма.

    Южный сад состоит из четырех групп камней и валунов, утопающих в море гравия и символизирующих острова блаженства. Камни разных размеров — лежащие на боку, горизонтальные и вертикальные в виде острых пиков — создают ощущение движения, застывшего в какой-то миг. В правой части этого сада — пять пологих, покрытых зеленым мхом холмов, символизирующих главные дзэнские монастыри Киото, весной эти холмы не зеленые, а рыжие. Экспрессия сада потрясает. Исходные данные схожи с тем что можно увидеть в саду камней в Реандзи – небольшая прямоугольная гравийная площадка, на которой расставлены камни, но этот сад словно к пульсирует энергией.

    Минимализм четырех садов Тофуку-дзи потрясает. Каждый наполнен глубокой символикой и философией, но и для совершенно далекого от этого человека они создают ощущение гармонии и абсолютного покоя. Ничего, кроме камней, гравия, мха и кустарников. Так просто – и так выразительно!

    Восточный сад — семь серых цилиндрических к камней разной высоты, размещенных как звезды в созвездии Большой Медведицы. Первоначально они использовались в качестве фундаментных камней в различных постройках храма. Западный сад — стриженые прямоугольные параллелепипеды азалий чередуются с гравием как квадраты на шахматной доске. Особенно хорош Северный сад —прямоугольная площадка, на которой в шахматном порядке чередуются квадраты мха и каменных плиток. Мох все плотнее смыкается и постепенно поглощает каменные квадраты. По краям площадки расположены полусферы стриженой мелколистной азалии.

    Один из классических видов японских садов — холмистый, который может быть большим или маленьким, но в его центре всегда находится водоем с островом, связанным с сушей мостиком.

    Максимальный уход за садом в японском стиле

    Японский сад требователен в уходе. Необходимо своевременно удалять сорняки и различный мусор типа опавших листьев, 2 — 3 раза в год обрезать кроны деревьев и кустарников. Формирование и обрезка займут у вас много времени, в таком саду невозможны сосны, растущие сами по себе, их обязательно прищипывают. Японский сад всегда находится в идеальном состоянии, не может быть речи о легкой запущенности пейзажного стиля. Так что не подойдет японский уголок и тем, кто готов уха живать за ним лишь время от времени, когда выпадает свободная минута или случается подходящее настроение. Выразительность этого стиля достигается использованием минимума деталей, но это сады максимального ухода.

    Надеюсь, я достаточно напугала вас сложностями создания и ухода за японскими садами. Те жег кто, осознавая все трудности, лишь укрепился в желании сотворить на своих немногих сотках простоту и гармонию, умноженную на совершенство, ни за что не откажутся от своей мечты. Несколько минут пребывания здесь снимут нервное напряжение и очистят душу. Искренне желаю вам успехов!

    Совет специалиста

    Попытайтесь и вы, подобно великому Сигэмори, не копировать творения японских мастеров, а использовать их работы как источник вдохновения. Нужны ли в вашем японском садике каменные фонари и пагоды? На мой взгляд, это необязательно, но если решите «завести», пусть это не будет дешевой имитацией, вульгарная пластиковая подделка не придаст «японистости» вашему творению, зато разрушит его спокойно-созерцательную атмосферу.

    Сад в японском стиле: мнения специалистов

    Одним из основополагающих принципов садового искусства Японии является преклонение перед природой и ее красотой.

    В западном садоводстве природу принято укрощать, гармонизировать, прокладывая прямые дорожки, подстригая кусты и деревья в виде геометрических фигур, разбивая строгие партеры.

    Восточные же садовники призывают любоваться естественной красотой камня, пруда, дерева, ландшафта. Поэтому любой садовый элемент должен быть естественным, словно взятым из природы.

    В японском саду вы не увидите бассейн или пруд прямоугольной формы, ведь природные водоемы такими не бывают. Не встретите там и фонтанов с колодцами, только водопады и ручьи.

    Сад Кари

    Очень небольшой, сентиментальный сад разбит на территории Международного исследовательского института риса в городке Лос-Баньос на Филиппинах. Спокойным шагом его можно пересечь по диагонали всего за минуту.

    Но здесь есть все наиболее важные элементы японского сада: ворота в традиционном стиле.

    извилистая мощеная дорожка (символ спокойного жизненного пути), которая заканчивается у яркого мостика через ручей, колотушка шиши-одоши. светильники, миниатюрные пагоды, простая, без вычурности скамейка для отдыха, крошечный водопад и даже мини-сад камней.

    Этот сад был разбит в 2009 г. на средства ушедшего на пенсию председателя попечительского совета института Кей Отсука.

    Так любящий супруг увековечил память о своей жене Кари. Весь сад уютно разместился на зеленой лужайке под кронами нескольких крупных деревьев франжипани (Plumeria).

    В сезон их цветения сад наполняется изысканным нежным ароматом. И кажется, будто шлейф духов оставила прекрасная женщина в кимоно, секунду назад скрывшаяся в зарослях за ручьем.

    Сад Джуронг

    Это большой парк в японском аиле, разбитый в 1974 году на юго-западе Сингапура. Он занимает один из островов озера Джуронг площадью в 13,5 гектаров. Знатоки восточного паркового дизайна утверждают, что сад выполнен в стилях Муромаши и Азучи-Момояма, характерных для XIV-XVII веков.

    Парк изобилует японскими каменными светильниками самой разнообразной формы. извилистыми дорожками, ручьями с каменистым дном, горбатыми мостиками, беседками и павильонами, композициями топиарных кустарников и деревьев. При том что в парке очень много пространства, он полностью соответствует канонам японских садов.

    Холмистый рельеф дает возможность сполна насладиться уютом и утонченностью микроландшафтов с камнями и водой. Этот парк тоже наполнен ароматом, но уже другого растения -«лилии-паука» кринума азиатского (Crinum asiaticum), чьи изящные белые цветы распространяют волны сладкого запаха ванили.

    Карибский вариант

    Под сенью пальм и огромных бананоподобных листьев геликоний и альпиний в ботаническом саду на острове Санта-Люсия нашел свой приют небольшой сад в японском аиле.

    Яркие краски обитателей тропиков Нового Света «взрывают» сдержанную эстетику далекой восточной страны. Поэтому авторы сада не стали соединять несоединимое, а создали свою импровизацию на заданную тему.

    Вместо классических японских светильников они разместили в саду более вычурный тайский вариант из белого мрамора и сделали акцент на ярко-красном мостике, совпадающем по тону с пылающими соцветиями геликоний. И, кажется, только бамбуковые ступеньки и колотушка шиши-одоши остались истинно японскими элементами в этом ярком уголке тропического парка.

    Сад в китайском стиле

    Многие века Китай оставался закрытой страной. Неудивительно, что ценители садового искусства со всего света уже давно проявляют интерес к китайским садам, поскольку они
    отличаются большим своеобразием и самобытностью, ведь их можно считать одними из самых древних на Земле.

    Садовое искусство Китая имеет многовековую историю. Его становление происходило еще в I тысячелетии до н.э. С течением времени в этой стране сложились разные типы садов: императорские, храмовые и монастырские, сады философов, частные сады вельмож и зажиточных горожан. Особого упоминания достойны современные масштабные общественные сады и парки, где реализованы самые прогрессивные идеи ландшафтного дизайна.

    Понимая невозможность охватить в одной статье все разнообразие проявлений садового искусства Китая, мы попытаемся представить здесь обобщенный образ классического частного сада. Образцы таких садов сохранились в Сучжоу.Янчжоу, Нанкине, Шанхае и других городах со времен Средневековья до наших дней.

    Инь и ян

    В основе устройства китайских садов лежат глубоко философские и религиозные концепции, известные нам как даосизм и конфуцианство. Сад представляет собой символ идеального мира, обожествленной природы. В нем все компоненты связаны друг с другом, целостны и гармоничны. Их взаимодействие подчиняется закономерностям фэншуй — учения о влиянии природной энергии ландшафта и его частей на жизнь и сознание человека.

    Создание садового пейзажа в китайском понимании — это сооружение водоемов и гор, олицетворяющих гармоничное сочетание основных природных стихий — инь и ян. Поэтому сады строятся как насыщенные знаками-символами ландшафты, в которых обязательно присутствуют главные

    Люди, незнакомые с тайными значениями символов, на основе которых построены сады Поднебесной, способны оценить форму такого явления, как китайский сад, но не его содержание. Хотя уже этого бывает достаточно для формирования образа сада и сохранения о нем восторженных впечатлений. Остается только догадываться, насколько же китайский сад интересен для знатока, умеющего постигать его скрытые смыслы.

    элементы-противоположности: камень, как образ активного мужского начала, и вода — пассивная женская сила инь. Их дополняет, безусловно, и третий основной элемент — растительность, но во многих садах она, похоже, все-таки выступает на вторых ролях.

    Как правило, китайские сады имеют свободную планировку, именно они в свое время сыграли большую роль в становлении пейзажного стиля садоводства в Европе. Во многих случаях значительную площадь сада занимают водные пространства. Водоему часто отводится главное место в саду, он может быть связан каналами с другими прудами, так формируется целый архипелаг островов, соединенных мостовыми переходами. В воде, лениво шевеля плавниками, скользят яркие рыбы, в ней отражаются прибрежные растения и береговые скалы, по ее поверхности плавают лодки.

    Значение камня в китайском саду

    Многие китайские сады изобилуют камнем. В целом, учитывая мощение, горки и другие элементы искусственного рельефа, отделку бордюров, берегов каналов и протоков, отдельно стоящие скалы и пейзажные каменистые группы, камня здесь гораздо больше, чем в европейских садах. Особенно ценятся пронизанные отверстиями известняковые глыбы со сглаженной поверхностью, которые привозят из района озера Тайху близ города Сучжоу.

    Китайский сад предназначен для неспешных прогулок, бесед, чтения и рисования, веселья и дружеского времяпрепровождения. Это то место, где любуются окружающим ландшафтом, красивыми камнями и водой, размышляют о жизни и мечтают.

    Из них выкладывают причудливую береговую линию водоемов, делают арки, мостики, но чаще их ставят в виде скульптурных композиций, иногда прямо в воду. Порой кажется, что камня даже слишком много.

    В садах велико разнообразие примеров использования камня. Для мощения дорожек, площадок и тропинок используют бутовый камень, прямоугольные каменные плитки и бруски разных пород, черепицу и гальку. Из плитняка и брусчатки выкладывают геометрические фигуры, узоры и даже целые каменные картины, изображающие цветы, рыб или птиц.

    В китайских садах часто встречается мощение галькой. Плоские или округлые камешки заполняют промежутки между плитами, впечатанные в цементный раствор, они формируют рисунок на поверхности площадок или дорожек. Для оформления краев дорожек и площадок, а также для сооружения низких бордюров используют глиняные плитки черепицы, поставленные торцом. Такой материал, имеющий естественную терракотовую или сероватую окраску, хорошо гармонируете камнем, почвой, растениями и постройками в саду, тем более что крыши всех построек тоже покрыты черепицей.

    Архитектура китайского сада

    С целью зонирования пространства и для ограждения в китайских садах сооружают стены, в которых оставляют арки или фигурные проходы, а также прорезают оконные проемы. Их форма

    можетбыть различной: прямоугольной, круглой, в виде цветка, чаши или вазы. Частоони забраны изящными ажурными решетками, которые не скрывают пространства за пределами ограждения, превращая его в подобие садовой ширмы или трельяжа.

    Одни из самых распространенных элементов в садах Китая — малые архитектурные формы. Это различные павильоны и навесы с черепичными Крышами, крытые галереи. В китайских садах часто строят горбатые мостики, перекинутые через каналы и водотоки. Отражаясь в воде, они символизируют небосвод или лунный диск. Беседка с характерной конической формой крыши, установленная на берегу водоема, или резная пергола, увитая девичьим виноградом, могут и в вашем саду стать организующим центром садового уголка в китайском стиле.

    Растения для китайского сада

    Что касается растительного наполнения китайских садов, то, несмотря на известную сдержанность в количестве посадок, их флористическое богатство очень высоко. В большой степени это объясняется разнообразием дальневосточной флоры. Особенно яркими сады становятся весной. В эту пору они пестрят красками, в них празднично, весело и многолюдно. Белыми, розовыми, красными облаками цветут многочисленные семечковые и косточковые культуры, привлекающие ценителей этой красоты.

    В это же время цветут магнолии, камелии и рододендроны, способные поразить воображение. Затем на смену им приходят хеномелесы, пионы, жасмин голоцветковый и восхитительные глицинии. Им вторит молодая изумрудная листва ивы, алая — клена дланевидного, фотинии Фразера и нандины домашней. Велико видовое разнообразие декоративных деревьев и кустарников всолитерных, групповых и бордюрных посадках.

    В садах Китая можно увидеть миниатюрные формованные деревья в плошках, а также и чуть более масштабные композиции — в грунте. Искусство выращивания карликовых деревьев появилось здесь не позднее II века н.э., а по некоторым данным, даже еще раньше. Неизвестно, что явилось причиной возникновения нового садового направления, то ли это была прихоть богатых правителей Поднебесной, то ли изобретение даосских философов, считавших миниатюрные растения вместилищем живых духов природы, а может быть, и недостаток пространства в перенаселенных китайских городах.

    Практика выращивания крошечных деревьев стала китайской традицией, а в Средние века об этом новом искусстве узнали в соседней Японии. Там это течение, называемое, как известно, бонсаи, получило столь мощное развитие, что почти во всем мире оно ассоциируется исключительно с японской культурой и философией и о его китайских корнях вспоминают нечасто.

    Тем не менее кашпо с деревцами и кустарниками, в том числе и миниатюрными, с цветочными многолетниками, бамбуком или злаками остаются традиционными аксессуарами китайских садов.

    Потаенный смысл

    Многим растениям в китайских садах придается особое, символическое значение. Так, излюбленная китайцами сосна олицетворяет долголетие, бамбук – стойкость, верность и постоянство, а слива символизирует выносливость и возрождение жизни, ее как «дерево счастья» можно встретить почти в каждом китайском саду.