Проектирование и строительство домов

Проектирование и строительство домов

» » Великие скульпторы: фидий. Знаменитый скульптор фидий Статуя афины фидий

Великие скульпторы: фидий. Знаменитый скульптор фидий Статуя афины фидий

ФИДИЙ, древнегреческий скульптор, которого многие считают величайшим художником древности. Фидий был уроженцем Афин, его отца звали Хармидом. Мастерству скульптора Фидий учился в Афинах в школе Гегия и в Аргосе в школе Агелада (в последней, возможно, одновременно с Поликлетом). Среди существующих ныне статуй нет ни одной, которая бы несомненно принадлежала Фидию. Наши знания о его творчестве основаны на описаниях античных авторов, на изучении поздних копий, а также сохранившихся работ, которые с большей или меньшей достоверностью приписываются Фидию.

Среди ранних работ Фидия, созданных ок. 470-450 до н.э., следует назвать культовую статую Афины Ареи в Платеях, сделанную из позолоченного дерева (одежда) и пентелийского мрамора (лицо, руки и ноги). К тому же периоду, ок. 460 до н.э., относится мемориальный комплекс в Дельфах, сооруженный в честь победы афинян над персами в Марафонской битве. Тогда же (ок. 456 до н.э.), и тоже на средства от добычи, захваченной в Марафонской битве, Фидий установил на Акрополе колоссальную бронзовую статую Афины Промахос (Заступницы). Другая бронзовая статуя Афины на Акрополе, т.н. Афина Лемния, которая держит шлем в руке, была создана Фидием ок. 450 до н.э. по заказу аттических колонистов, отплывавших на остров Лемнос. Возможно, две статуи, находящиеся в Дрездене, а также голова Афины из Болоньи являются ее копиями.

Статуя Зевса

Хрисоэлефантинная (из золота и слоновой кости) статуя Зевса в Олимпии считалась в древности шедевром Фидия. У Диона Хрисостома и Квинтилиана (1 в. н.э.) говорится, что благодаря непревзойденной красоте и богоугодности творения Фидия обогатилась сама религия, а Дион добавляет, что всякий, кому довелось увидеть эту статую, забывает все свои печали и невзгоды. Подробное описание статуи, считавшейся одним из семи чудес света, имеется у Павсания. Зевс был изображен сидящим. На ладони правой его руки стояла богиня Ника, а в левой он держал скипетр, наверху которого сидел орел. Зевс был бородатым и длинноволосым, с лавровым венком на голове. Сидящая фигура едва не касалась потолка головой, так что возникало впечатление, что если Зевс встанет, то снесет с храма крышу. Трон был богато украшен золотом, слоновой костью и драгоценными камнями. В верхней части трона над головой статуи помещались с одной стороны фигуры трех Харит, а с другой - трех времен года (Ор); на ножках трона были изображены танцующие Ники. На перекладинах между ножками трона стояли статуи, представлявшие олимпийские состязания и битву греков (возглавляемых Гераклом и Тесеем) с амазонками. Выполненный из черного камня пьедестал трона украшали золотые рельефы, на которых были изображены боги, в частности Эрот, который встречает выходящую из морских волн Афродиту, и увенчивающая ее венком Пейто (богиня убеждения). Статуя Зевса Олимпийского или одна его голова изображались на монетах, которые чеканились в Элиде. Относительно времени создания статуи ясности не было уже в античности, но, поскольку строительство храма было завершено ок. 456 до н.э., вероятнее всего, статуя была поставлена не позднее ок. 450 до н.э. (теперь возобновились попытки отнести Зевса из Олимпии ко времени после Афины Парфенос).

Когда Перикл развернул в Афинах широкое строительство, Фидий возглавил все работы на Акрополе, среди прочего и возведение Парфенона, которое вели архитекторы Иктин и Калликрат в 447-438 до н.э. Парфенон, храм богини-покровительницы города Афины, одно из наиболее прославленных созданий античной архитектуры, представлял собой дорический периптер. Обильное пластическое убранство храма выполнила большая группа скульпторов, работавшая под началом Фидия и, вероятно, по его эскизам (наиболее знамениты находящиеся теперь в Британском музее рельефные фризы Парфенона и фрагментарно сохранившиеся статуи с фронтонов).

Стоявшую в храме культовую хрисоэлефантинную статую Афины Парфенос, которая была закончена в 438 до н.э., изваял сам Фидий. Описание Павсания и многочисленные копии дают о ней достаточно ясное представление. Афина изображалась стоящей в полный рост, на ней был длинный, свисавшей тяжелыми складками хитон. На ладони правой руки Афины стояла крылатая богиня Ника; на груди Афины была эгида с головой Медузы; в левой руке богиня держала копье, а к ее ногам был прислонен щит. Около копья свернулась священная змея Афины (Павсаний называет ее Эрихтонием). На постаменте статуи было изображено рождение Пандоры (первой женщины). Как пишет Плиний Старший, на внешней стороне щита была вычеканена битва с амазонками, на внутренней - борьба богов с гигантами, а на сандалиях Афины имелось изображение кентавромахии. На голове богини был шлем, увенчанный тремя гребнями, средний из которых представлял собой сфинкса, а боковые грифонов. У Афины имелись украшения: ожерелья, серьги, браслеты.

Близость стиля со скульптурами и рельефами Парфенона чувствуется в статуях Деметры (ее копии находятся в Берлине и Шершеле, Алжир) и Коры (копия на вилле Альбани). Мотивы обеих статуй использованы в знаменитом большом вотивном рельефе из Элевсина (Афины, Археологический музей), римская копия которого имеется в музее Метрополитен в Нью-Йорке. Складки одеяния Коры близки по стилю драпировкам статуи стоящего Зевса, копия которой хранится в Дрездене, а торс, возможно, являющийся фрагментом оригинала, - в Олимпии. К фризу Парфенона близок по стилю Анадумен (юноша, завязывающий повязку вокруг головы); возможно, она была создана в качестве ответа Диадумену Поликлета. Статуя Фидия гораздо естественнее в смысле позы и жеста, но несколько грубее. Вместе с Поликлетом и Кресилаем Фидий принимал участие в конкурсе на статую раненной амазонки для храма Артемиды в Эфесе и занял второе место после Поликлета; копией с его статуи считается т.н. Амазонка Маттеи (Ватикан). Раненная в бедро, амазонка заткнула хитон за пояс; чтобы уменьшить боль, она опирается на копье, ухватившись за него обеими руками, причем правая поднята выше головы. Как и в случае Афины Парфенос и рельефов Парфенона, богатое содержание помещено здесь в простую форму.

Творения Фидия грандиозны, величественны и гармоничны; форма и содержание находятся в них в совершенном равновесии. Ученики мастера, Алкамен и Агоракрит, продолжали работать в его стиле в последней четверти 5 в. до н.э., а многие другие скульпторы, среди них Кефисодот, - и в первой четверти 4 в. до н.э.

Сын Хармида, происходил из семьи, в которой вместе с культом Афины Эрганы по наследству передавалась и разносторонняя разработка искусства.

Биография Фидия

Сам мастер сначала изучал живопись и лишь позже
переключился исключительно на искусство ваяния. В молодом возрасте
он отправился в Пелопоннес , где царствовал тогда мир, для того
чтобы полностью посвятить себя искусству. По возвращении он очень
быстро стал одним из известнейших художников и уже во главе прочих
работал над выполнением памятников в честь героев Марафонского
сражения . В ту же пору из мастерских Фидия вышел металлический
колосс Афины-воительницы , который был установлен в западной части
Акрополя.

Фидий был не только великим мастером в пластике,
богатый изобретательностью, он был замечательно умным человеком,
живо принимавшим участие в движении современной образованности.
Таким образом, совсем понятно, почему этот человек вошел в виды
Периклаю. Он имел в себе силы и знания выполнить не
просто одиночный заказ, а руководить обширными предприятиями
такими как, например возведение Парфенона.

Работы Фидия

Поэтому именно ему было поручено общее руководство работами при
восстановлении храмов Акрополя .
Скульптор ко всему прочему умел руководить другими художниками; при этом он никогда не умолял их славы и присваивал себе их собственные заслуги.

После возведения Парфенона он был заслуженно признан первым художником в
. Афины стали признаными
гегемонами в области искусства, так что даже иноземные
государства, обыкновенно ни в чем не хотевшие уступать Афинам,
обращались туда с заказами на строительство священных храмовых
комплексов.

Так, например, сам Фидий помогал даже мегарийцу Феокосму при
сооружении им статуи Зевса , его ученики работали в Пелопоннесе и
Беотии (Фразимед в Коронее и Колот в Киллене).

Афинские художники
призывались в Дельфы для того, чтобы лепными сюжетами украсить
фронтоны святилища Аполлона, а власти Элиды, которые заботились о
пелопонесском союзном святилище, призвали Фидия в Олимпию для
выполнения величайших из заказов, которые наряду с Парфеноном
сделали его имя бессмертным.

Фидий принял приглашение и перебрался в Олимпию вместе со своим братом и учениками.

Как в Парфеноне, так теперь и в Олимпии , надо было с помощью всех
средств искусства, золота, драгоценных камней, слоновой кости,
черного дерева и ярких сочетаний красок создать изображение
божества, которое служило не для поклонений, а как грандиозный
предмет созерцания, как священный дар Зевсу.

Статуя Зевса, которую создал Фидий, была колоссальных размеров. Для нее любой,
даже самый громадный храм казался бы слишком тесным помещением.

После завершения работ приближенные скульптора остались в Элиде и
получили там в потомственное владение почетную должность –
поддерживать постоянно в порядке статую Зевса. Сам же
мастер, увенчанный беспримерной славой, вернулся в
.

В Афинах в этот момент противники Перикла искали всякую малую
возможность, чтобы досадить ему. Не имея возможности открыто
нападать на Перикла, они избрали целью своих атак его друзей и
ближайшее окружение.

По окончании строительства Пропилей Перикл должен был предоставить отчет о суммах, израсходованных на постройки в , и этот повод
был выбран его противниками как повод для нападок. Одного
второстепенного художника по имени Меноп подговорили сесть у
подножья базарных алтарей, как это делали те, кто отдавал себя под
покровительство общины, для того, чтобы без опасности для себя
иметь возможность предъявить обвинение должностным лицам. Он и
обвинил Фидия в удержании части золота, порученного ему для выдела
плаща Афины . Интрига провалилась, так как по совету Перикла,
золотой плащ был нарочно устроен таким образом, чтобы мог быть
легко снят. Плащ сняли, перевесили, и он оказался полновесным.

Но партия противников не остановилась на этом. После этого
последовало новое обвинение, а именно обвинение в безбожии. В
битве амазонок, изображенной на щите Афины Парфены , были найдены
две фигуры, черты которых напоминали Фидия и Перикла. Самого себя
художник изобразил в виде лысого старца, поднимающего обеими
руками обломок скалы; Перикла же он изобразил в изящном образе
метателя копья, закрывавшего рукой половину лица, но и в таком
виде сходство было поразительным. В этом было усмотрено
оскорбление святыни храма,
Фидий был обвинен в богохульстве и заключен в
тюрьму. Не выдержав свалившихся на него испытаний, он, который
к этому моменту был в преклонных летах, умер.

Так закончилась жизнь одного из самых лучших граждан Афин, который
сделал для бессмертной славы города намного больше своих
современников, получивших за лживые доносы награды и звания
благодетелей города.

Но и после смерти Фидия недоброжелатели Перикла не успокоились.
Напротив, они стали распространять слухи о том, что будто бы сам
Перикл подослал убийц, чтобы избавится от своего друга и тем самым
прекратить неудобное для него следствие.

Греция на карте

Фидий (Φειδίας) был величайшим скульптором древней Греции.

О его жизни известно совсем немного, но его произведения известны во всем мире.

Фидий родился в Афинах, в начале 5-го века до н. э., он был сыном богатых родителей. С раннего детства он занимался живописью и уже тогда был заметен его талант и одарённость. Рано он обратился к скульптуре , учителем Фидия был афинский древнегреческий скульптор Гегий (Ηγία), который был замечательным художником и архитектором и считался величайшим скульптором классической Греции.

Фидий начинал работать с медью и мрамором, создавая уникальные статуи в честь древних богов и памятники, посвящая их различным историческим событиям. Он был первым скульптором, который совместил слоновую кость и золото как материалы в скульптуре.

К сожалению, ни одна из работ Фидия не дошла до нашего времени.

Первый проект, созданный Фидием был скульптурный кластер из латуни, посвящённый марафонской битве, включающий скульптуру полководца Мильтиада (Μιλτιάδη) в окружении скульптур Аполлона, Афины и некоторых других мифических героев, размещённый в Дельфах . К первым работам в древних Афинах , можно отнести скульптурное украшение храма Тесея.

В дальнейшем он создаёт статую Афродиты Урании и статую амазонки для храма Артемиды .

Творческий расцвет великого мастера, приходится на период правления Перикла, с которым впоследствии они становятся большими друзьями. При создании нового ансамбля Афинского акрополя (до этого храмы были разрушены персами), Фидий становится главной фигурой.

Архитектурные скульптуры Парфенона, все были высечены из пентелийского мрамора, многие из них стали шедеврами искусства. Вместе с Фидием работали его ученики и великие скульпторы Алкамен (Αλκαμένη), Агоракрит (Αγοράκριτου) и Мирон (Μύρων).

Две лучшие работы из более поздних произведений Фидия - это те, которые выделяются в древней Греции и стали знаменитыми шедеврами искусства древнего мира: статуя богини Афины (446- 438 гг до н.э.) и статуя Зевса Олимпийского, выполненная примерно в 432 году до н.э.

Фидий создал огромную хрисоэлефантинную статую главного олимпийского бога в храме Зевса в Олимпии, высотой 14 метров. Золотая ткань покрывала тело Зевса, в руках он держал скипер с орлом и Нику (богиню победы). Люди, на фоне скульптуры, казались маленькими мошками.

В ходе раскопок, в Олимпии в 1954 – 1958 годах, была обнаружена мастерская великого художника, где создавалась статуя Зевса. Были найдены различные инструменты, глиняные формы и кружка, которая имела надпись «я принадлежу Фидию». Эти находки помогли археологам определить время работ над статуей и возродить методы, которые он использовал для строительства.

Статуя богини Афины на Акрополе, была установлена в Парфеноне. Фидий изобразил Афину Деву (Ἀθηνᾶ Παρθένος). Она, как и Зевс, была сделана из золота и слоновой кости, имела колоссальные размеры и стала инновационной технологией в скульптуре. Со слов Плиния старшего, высота статуи была 11,544 м, в руках она держала богиню Нику, меч и щит, на одной стороне которого были изображены боги, на другой - битва амазонок . Больше тонны золота ушло на создание статуи Афины. Афина Парфенос сочетала в себе драгоценные материалы и символизировала историческое прошлое и мощь афинского полиса в 5 веке до н.э.

Смерть Фидия

К несчастью, жизнь многих великих талантливых людей сопровождается враждебностью со стороны завистливых людей.

Сначала, великого мастера обвинили в нехватке золота, ушедшего на статую Афины. При помощи Перикла , был созван совет, который распорядился снять всё золото с Афины и взвесить. Вес золота был найден в полном объеме и Фидия оправдали. Но затем против него было выдвинуто новое обвинение - в высокомерии. Щит Афины, как было сказано выше, изображал амазономахию, а на другой стороне щита, были изображены боги, среди которых Фидий изобразил себя и Перикла. За это он был арестован и осужден, в тюрьме великий мастер заболел и умер.

Жаль, что сегодня мы не можем любоваться оригинальными произведениями Фидия. Однако, мы можем увидеть шедевры, которые являются точными копиями и являются частью великого культурного наследия Греции.

Римская копия Зевса Олимпийского Эрмитаж,Санкт-Петербург

Популярные статьи

Делос (Дилос, Δήλος). Священный остров Греции

Этот история начинается несколько тысячелетий назад, на грани правды и вымысла...

Греческие острова. Бюджетный и спокойный отдых

Греческие острова ежегодно привлекают огромное количество путешественников со всего мира, многие из них считают греческие острова лучшим местом для путешествий.

Индейка фаршированная рождественская (Γαλοπούλα Χριστουγέννων με γέμιση)

Сегодня мы с вами попробуем приготовить фаршированную индейку так, как готовят её греческие хозяйки к Рождественскому столу.

Родос. Греция, отдых

Родос (Ρόδος) - это греческий остров , расположенный в юго-восточной части Эгейского моря. Он находится примерно в 350 км к юго-востоку от Афин и в 18 км от Турции. Население острова 120 тыс человек. Родос с одноимённой столицей, популярен у туристов не только своими красотами, тёплым и ласковым морем, чистыми пляжами, живописными деревушками, но и своей богатейшей историей.

Родос самый большой остров архипелага Додеканес, он имеет современную туристическую инфраструктуру.

Культура питания древних греков: обильный ужин, много рыбы, бобов и десерт

Если бы мы пригласили на ужин некоторых из самых важных умов Древней Греции, таких например, как Геродот или Аристофан, мы бы наверняка их удивили богатством и разнообразием продуктов в нашем меню. Это потому, что многие из современных продуктов были совершенно неизвестны в древние времена, сильно различаются и наши привычки в еде. Культура питания древних греков и современников различна.

Основоположник европейского искусства, древнегреческий скульптор Фидий известен на весь мир как автор одного из семи чудес света – статуи Зевса. Несмотря на известность и востребованность, судьба Фидия, как и его творения, имела трагическое завершение.

О жизни Фидия известно немного, творческие его изыскания пришлись на период 460-430 гг. до н. э. Главным творением всей жизни греческого скульптора Фидия считается создание величественной статуи Зевса. К моменту начала работы над статуей Громовержца Фидий был достаточно известным скульптором. Он уже успел создать две знаменитые статуи Афины для Акрополя. Кроме того, Фидий прославился разработкой плана реконструкции греческой столицы.

Талант Фидия был отмечен правителями Афин, которые решили привлечь скульптора к наиболее грандиозной работе того времени – колоссальной статуи Зевса в Олимпии. Прибыв в Олимпию, скульптор распорядился построить специальную мастерскую, соответствующую размерам храма, где будет установлена статуя Громовержца. Впоследствии были обнаружены остатки литейного цеха и орудия труда, которые использовались мастером для создания скульптуры. В непосредственной близости к мастерской находилась яма, в которой были обнаружены отбракованные детали статуи. Кроме того, археологам удалось найти готовые формы одежды Громовержца и множество пластин из слоновой кости. Ну а прямым доказательством того, что творение одного из семи чудес света принадлежит руке Фидия, стал найденный при раскопках сосуд с выцарапанными словами: «Принадлежу Фидию».

Для создания своего уникального творения Фидий пригласил брата Паненома и ученика Колота. Своё творение скульпторы тщательно скрывали от глаз посторонних. Для этого использовался огромный пурпурный занавес.

В ходе проведения работ над статуей возникало множество проблем. Сначала Фидий был недоволен предоставляемым материалом. Затем у него возникли претензии к качеству используемой слоновой кости. А перед самым завершением работ скульптор потребовал поднесение к ногам Зевса 200 кг чистого золота и драгоценных камней.

Открытие статуи

Открытие статуи Зевса состоялось в 435 году до н. э. Фидий лично наблюдал за реакцией приглашённых гостей, которые были поражены величием его творения. В Древней Греции даже сложился миф о том, что Зевс лично спустился к Фидию, чтобы выгодно попозировать.

Сама статуя выглядела просто божественно. Плечи и голова Зевса сверкали невероятным образом. У очевидцев складывалось впечатление, что свет от Громовержца проливается на присутствующих рядом людей. Данный эффект был создан за счёт использования прямоугольного бассейна, находящегося у подножия статуи. Поверх воды в этом бассейне наливалось оливковое масло, которое способствовало отражению лучей вверх – на тело и голову Зевса.

Судьба Фидия и его творения

Творение Фидия навсегда вошло в историю нашей цивилизации как одно из чудес света. Однако статуя имеет печальную судьбу. Во II веке до н. э. она была практически разрушена в результате землетрясения. Позже её удалось восстановить. Впоследствии скульптура была перевезена в Константинополь, где в 476 году была уничтожена в результате пожара. Уже в XX веке, во время обнаружения мастерской Фидия, археологи и учёные смогли выяснить, как именно выглядела статуя.

Судьбу Фидия тоже можно назвать трагической. У прославленного скульптора было множество завистников и недоброжелателей, которые впоследствии обвинили его в краже золота, предназначавшегося для работы над образами богов. В результате Фидий оказался за решёткой. Не дождавшись оправдания, великий мастер ушёл из жизни.

Выставка «Великие учителя человечества» в ЭТНОМИРе

Калужская область, Боровский район, деревня Петрово

Расположена в выставочных залах апарт-отеля «Гималайский дом», а также на втором этаже Культурного центра Индии. Она включает в себя свыше 100 экспонатов, это величайшее собрание бюстов мудрецов всех времён и народов, которые оставили миру самое ценное наследие - знания, указали и на собственном примере продемонстрировали пути духовного развития. Изучая труды, научные открытия, философские трактаты этих учителей, мы приходим к пониманию, что в основе базовой системы ценностей лежит единый фундамент: единство религий, единство народов и единство человека и природы. Около каждого бюста на выставке расположена информационная табличка с коротким рассказом об основных заслугах Учителя перед человечеством, с указанием знаковых дат и перечнем его трудов. Экспозиция всегда открыта для самостоятельного изучения.

Фидий родился вскоре после Марафонской битвы, примерно в 490 году до нашей эры в Афинах. Сведений о его жизни очень мало, кроме того, в настоящее время нет ни одной древнегреческой статуи, про которую можно с уверенностью сказать, что это работа Фидия. Его творчество известно по описаниям античных авторов, а также более поздним копиям и тем скульптурам, которые предположительно приписываются Фидию.

Точно неизвестно, у кого учился Фидий скульптурному мастерству — предположительно это были Гегий, Агелад и Полигнот — знаменитые древнегреческие скульпторы. Фидий работал в Афинах, Платеях, Олимпии и Дельфах. В Олимпии его мастерская располагалась за Альтисом, священным участком, на котором был расположен храм Зевса. Сейчас на этом месте находится церковь, построенная в V веке нашей эры.

Фидий считается основоположником европейского искусства и одним из самых лучших представителей классической скульптуры. Именно он первым стал использовать правило золотого сечения, которое в честь него назвали греческой буквой φ. Большинство из известных древнегреческих скульпторов считаются учениками Фидия.

Фидию приписываются многие античные произведения скульптуры, большинство из которых не сохранились. Одно из семи чудес света, статуя Зевса, было построено Фидием. Кроме того, его работами считаются «Афина Парфенос», «Афина Пемния», «Раненая амазонка», «Медуза Ронданини» и многие другие. Для создания скульптур он использовал хрисоэлефантинную технику, работая с золотом и слоновой костью.

Фидий был прекрасно осведомлен о многих законах оптики. Сохранилась история о том, как он соперничал с Алкаменом — им обоим заказали статуи Афины на высоких колоннах. Фидий создал скульптуру, казавшуюся на земле непропорциональной и некрасивой. Когда же статуи поставили на колонны, скульптура Фидия несомненно стала выглядеть гораздо лучше, чем работа Алкамена.

Согласно Плутарху, Фидий помогал Периклу осуществлять реконструкцию Афинского Акрополя в классическом стиле, придав ему нынешний облик.

Взаимоотношения с согражданами Фидия были довольно напряженные: так, его обвиняли в воровстве золота, которое он использовал для создания плаща Афины. Скульптор заранее продумал такой вариант и сделал плащ из съемных пластин, чтобы его можно было взвесить. Недовес не нашли, и конфликт был исчерпан. Но через некоторое время Фидия обвинили в оскорблении Афины — на ее статуе был найден профиль автора. Скульптора посадили в тюрьму, и там он предположительно покончил с жизнью. По другой версии, его изгнали в Элиду, где он скончался через некоторое время.