Проектирование и строительство домов

Проектирование и строительство домов

» » Можно ли возмещать утренний намаз с обеденным. О временах намазов и о возмещении пропущенных молитв

Можно ли возмещать утренний намаз с обеденным. О временах намазов и о возмещении пропущенных молитв

Вопрос от Рамили:

Ассаляму алейкум! Скажите, пожалуйста, как правильно возместить пропущенные утренние намазы. Я слышала утренний намаз можно возместить только после восхода солнца до обеда, если это за этот день. А если утренние намазы пропущено много, тогда как правильно возместить?

Своевременное совершение намаза именуется «эда», а совершение намаза после истечения его времени называется «каза».

Посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) приказал возмещать намазы, которые человек пропустил по уважительной причине, например, проспав, или пропустил намаз, находясь в беспамятстве.

В хадисе, переданном от Анаса (радыйаллаху анху) сообщается, что посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) говорил:

عَنْ أَنَسِ بْنِ مَالِكٍ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُ قَالَ: قَالَ رَسُولِ اللَّهِ صَلَي اللَّهُ عَلَيْهِ وَ سَلَّمَ: إِذَا رَقَدَ أَحَدُكُمْ عَنِ الصَّلَاةِ أَوْ غَفَلَ عَنْهَا فَلْيُصَلِّهَا إَذَا ذَكَرَهَا، فَإِنَّ اللَّهَ عَزَّ وَ جَلَّ يَقُولُ: وَ أَقِمِ الصَّلَاةَ لِذِكْرِي

«Тот из вас кто проспит намаз, или пропустит его по забывчивости, пусть совершит его сразу же, как вспомнит о нем. Так как Аллах Всевышний говорит: «И совершай намаз, чтобы помнить обо Мне»» (Муслим, Салят: 108, №: 1569, стр.279; Бухари, Мавакит: 38, №: 597, стр. 124; Абу Давуд, Салят: 11, №: 442, стр. 75; Ахмад ибн Ханбал, аль-Муснад, №: 10909, 20/255).

В риваяте, переданном Убадой ибн Самитом (радыйаллаху анху) сообщается, что когда у посланника Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) спросили о каффарате, для того, кто до восхода солнца или после захода солнца, забыл о намазе, он сказал:

عَنْ عِبَادَةَ بْنِ الصَّامِتِ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُ قَالَ: سُئِلَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَي اللَّهُ عَلَيْهِ وَ سَلَّمَ عَنْ رَجُلٍ غَفَلَ عَنِ الصَّلَاةِ حَتَّى طَلَعَتِ الشَّمْسُ أَوْ غَرَبَتْ مَا كَفَّارَتُهَا؟ قَالَ: يَتَقَرَّبُ إِلَى اللَّهِ وَ يُحْسِنُ وُضُوءَهُ وَ يُصَلِّي الصَّلَاةَ وَ يَسْتَغْفِرُ اللَّهَ فَلَا كَفَّارَةَ لَهَا إِلَّا ذَلِكَ إِنَّ اللَّهَ يَقُولُ: وَ أَقِمِ الصَّلَاةَ لِذِكْرِي

«Он должен стараться (духовно) приблизиться к Аллаху (такими деяниями, как садака), сделать как следует малое омовение, возместить пропущенный намаз, и просить у Аллаха о прощении. Другого каффарата, кроме этого, не предусмотрено. Так как поистине, Аллах сказал: «И совершай намаз, чтобы помнить обо Мне»» (Таберани, аль-Муджамуль-Кабир, 18/157; Хайсеми, Маджмауз-заваид, №: 1809, 2/76).

Сунна утреннего намаза возмещается вместе с фардом, после того, как солнце поднимется над горизонтом и до наступления полудня. Сунна и фард утреннего намаза не возмещаются до полного восхода солнца и после полудня.

Если фард утреннего намаза был совершен вовремя, а сунна утреннего намаза была пропущена, то, по мнению имама Абу Ханифы и имама Абу Юсуфа (рахимахумаллах), она не возмещается. А, по мнению имама Мухаммада (рахимахуллах) сунна утреннего намаза может быть восполнена после полного восхода солнца и до наступления полудня.

Если у человека очень много каза-намазов, то в этом случае при их возмещении нет нужды определять какой именно это намаз. Так как это представляет собой сложность. В этом случае достаточно делать, например, намерение на возмещение последнего пропущенного утреннего намаза или последнего пропущенного полуденного намаза. Каза-намазы можно совершать в любое время за исключением тех промежутков времени, которые считаются макрухом, так как они не имеют определенного времени совершения.

Вопрос : Мне 19 лет, начал молиться с 18 лет. Как мне восполнить пропущенные мною молитвы?

Ответ : Вам нужно постараться определить, когда Вы достигли половозрелого возраста и посчитать количество пропущенных намазов с того времени до сегодняшнего дня. Вы будете делать каза (возмещение - прим. А.М. ) за пропущенные намазы фаджр, зухр, аср, магриб, иша и витр. Вам необходимо будет делать каза за пропущенные намазы таким же образом, как если бы Вы читали их индивидуально, но с намерением, что Вы совершаете каза...

Из книги Сухайла Тармахамеда "Современные фетвы" (ответы на вопросы 2009-2011).

С большинством написанного в данной книге я согласен. Но когда прочитал эту фетву, то просто не мог не отреагировать на это безобразие. Отвечающий обязывает спрашивающего восполнять пропущенные им по невежеству, лени или ещё Бог весть какой причине молитвы как минимум за четыре года. А теперь представьте, если бы вместо этого молодого человека к нему обратился 60-летний старец, начавший молиться только вчера. Каково, а? С чего он это взял и, главное, где доводы на это из шариатских текстов?

Теперь немного по пунктам о том, кем является оставивший или никогда не совершавший пятикратную молитву:

1) « Обязательство между нами и ими (неверными - прим. А.М.) - молитва. Тот, кто оставил её впал в неверие ». Этот хадис передали Ахмад, Абу Дауд, ат-Тирмизи, ан-Насаи и Ибн Маджа. Замечу, что если прочитать данный хадис на арабском языке, то увидим, что перед словом "неверие" ("куфр") стоит определённый артикль "аль-", т.е. "аль-куфр". Учёные, специалисты по арабскому языку единогласны, что в случае постановки перед этим словом определённого артикля, оно имеет значение большого неверия, т.е. выхода из Ислама.

2) Сообщается, что Абдуллах ибн Шакик аль-Акыли сказал: «Сподвижники Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, не считали неверием отказ от какого-либо дела, кроме молитвы ». Этот хадис передали ат-Тирмизи и аль-хаким, который сказал, что он отвечает условиям аль-Бухари и Муслима.

3) В книге "ат-Тариг" приводится сообщение со слов Ибн Масуда: "Н ет религии у того, кто оставит молитву "".

4) Ибн Хазм писал: «Умар ибн аль-Хаттаб, Абдуррахман ибн Ауф, Муаз ибн Джабаль, Абу Хурайра и другие славные Сподвижники считали: «Тот, кто оставил хотя бы одну обязательную молитву, не имея причин, совершает неверие и становится вероотступником. И мы не знаем, чтобы в этом вопросе между ними были разногласия ». (Ат-Таргиб ват-Тархиб, Аль Мунзири).

Если так сподвижники отзывались о человеке, пропустившем одну молитву без уважительной причины, представьте, что бы они сказали о человеке, который вообще до определённого возраста не совершил ни одного ракаата? Вне всякого сомнения, в этот период времени он не был верующим, ибо все хадисы, слова праведных предшественников и ранних учёных указывают на то, что нет молитвы - нет веры. Хвала Аллаху, Который наставил этого человека на правильный путь, Который принимает покаяние и стирает грехи. Человек покаялся и покорился Аллаху, но зачем ему восполнять то, что было упущено им в период неверия и порока? Это так же невозможно, как сегодня вернуть вчерашний день. Это так же невозможно, как вернуться из иного мира обратно в мир этот на исправление ошибок. Поэтому данное деяние (чтение пропущенного 5, 10, 20 лет назад намаза) не принесёт никакой пользы.

Всевышний Аллах в Коране сказал:

" Воистину, намаз предписан верующим в определенное время " (4:103).

В хадисе, переданного со слов Абу Салябы аль-Хушанни Джурсума бин Нашира, сказано: " Поистине, Аллах Всевышний возложил (на людей исполнение) религиозных обязанностей, так не пренебрегайте же ими, и установил границы, так не преступайте же их " (ад-Дараккутни).

Исполнение религиозных обязанностей раньше или позже установленного для них времени - это нарушение границ Аллаха. Поэтому не будет действительной как молитва, совершённая раньше, так и совершённая позже установленного времени. Между одним и другим нет никакой разницы. Существуют лишь два исключения, особо указанные в сунне: " Кто забыл о молитве или проспал ее, то искупление этому будет совершение этой молитвы, как только он вспомнит о ней " (Муслим 1/477). Возможно, отвечающий на вопрос руководствовался именно этим хадисом, говоря о возмещении пропущенных намазов. Однако этот довод не является уместным в данном случае. Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал:

Спящий и забывший о молитве не являются теми, кто пропустил ее. И то, что они совершают молитву, когда вспоминают или просыпаются, не считается возмещением, ибо это и является временем для той молитвы, которую проспали или забыли ("маджму’уль-фатауа" 23/335).

Поэтому возложение обязательства на человека возмещать пропущенные намазы за год, 5, 10, 20, 40 лет является не чем иным, как религиозным новшеством (бидаатом), не имеющим основы в шариате. Да и не сможет человек, пропускавший молитву в течение 20 лет, к примеру, прочитать 36 500 намазов, даже если посвятит этому оставшуюся жизнь. Это просто безумие какое-то. Ему просто следует покаяться перед Аллахом за свою беспечность и продолжить жизнь в соответствии с Его установлениями, совершая ежедневно по 5 намазов.

Однако отвечающий на вопрос не ограничился пятью намазами, но добавил ещё шестой. А именно: намаз-витр, который вовсе не является обязательным (фард). Это дополнительная ночная молитва, состоящая из нечётного числа ракаатов, которая читается по желанию. Передают со слов Джабира ибн Абдуллаха аль-Ансари, что один человек обратился к посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) с вопросом: "Скажи мне: если я буду совершать пять обязательных молитв , поститься во время рамадана и считать дозволенным дозволенное, а запретным - запретное, ничего не добавляя к этому, войду ли я в рай? ", - и он сказал: "Да ". (Муслим). Если бы витр-намаз был обязательным, то, разумеется, пророк (да благословит его Аллах и приветствует) не ответил бы тому человеку, что совершение пяти обязательных намазов ежедневно достаточно. Но о витре в этом и подобном ему хадисах не сказано ни слова. Поэтому возложение на себя и других шестой обязательной молитвы является ещё одним самостоятельным бидаатом.

И хвала Аллаху, Господу миров!

Восполнение пропущенных намазов

Опуская «ужасающие последствия» по предлогу невыполнения молитв, о которых разглагольствуют кое-какие неквалифицированные и категорически настроенные личности, обратимся к сути вопроса, покинув за каждым человеком право выбирать, функционировать и держать ответ самостоятельно за приверженность постулатам религиозной практики либо ее полное отсутствие.

Восполнение молитвы (када’), не идеальной своевременно в отведенное для нее время, столь же в обязательном порядке, как и сама неукоснительность в исполнении пяти фардовых молитв. Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Кто забудет об [обязательной] молитве, тот пускай совершит ее, в то время, когда отыщет в памяти. Нет на нем искупления греха (кяффара), не считая как это [то имеется совершение пропущенной молитвы, пускай кроме того с опозданием]» / 1/. В своде хадисов Муслима говорится кроме этого и о проспавшем молитву, а у ан-Насаи - о том, кто пропустил ее по небрежности /2/ .

Исходя из теологического постулата «степень послабления зависит от степени сложности и вынужденности», любая обстановка, которая связана с затруднительностью исполнения необходимых молитв /3/. рассматривается персонифицированно.

И в случае если соблюдение молитвенной практики столь нереально, тогда, когда покажется случай, нужно восполнение, поскольку необходимая молитва - это долг человека перед Аллахом. Религия дана человеку не в отягощение его жизни, а в облегчение ее. Всевышний Всеведущ.

Насколько велика Его милость, так справедливо и Его наказание.

Нюансы по теме

1. Довольно восполнения не идеальных своевременно молитв у богословов нет никаких разногласий. Для легкости человек может сделать намерение (ният) систематично делать молитвы, пропущенные за целый тот период, в то время, когда он не молился, и с каждой необходимой молитвой выполнять одну восполняемую /4/. Восполняются лишь ракяаты фарда. В случае если сравнивать значимость фардов пропущенных молитв с сунной молитв, делаемых вовремя, то первое будет намного серьёзнее и весомее.

Непременно, наилучшим считается исполнение полного ежедневного намаза (фард и сунна), после этого - восполняемых фардов. Что касается вопроса о том, выполнять ли восполняемые молитвы до либо по окончании сегодняшних, то, с учетом вторых канонических положений, нужно выполнять восполняемые молитвы до утренней, до либо по окончании полуденной, до послеполуденной, по окончании вечерней и до либо по окончании ночной молитв.

Допускается совершение восполняемых молитв совместно с вторыми молящимися (джама‘атом) /5/ .

2. В случае если человек совершил молитву, полагая, что просматривает ее вовремя, а позднее стало известно, что время ее истекло, то нет необходимости перечитывать идеальную молитву-намаз. Таково вывод как ученых шафиитского мазхаба. так и богословов-ханафитов /6/ .

3. Лучше и вернее с точки зрения Сунны совершить пропущенную молитву сходу, когда покажется возможность /7/ .

В научных трудах имеется упоминания о том, что лучшим временем для молитвы есть как раз ее временной промежуток в днях, но это относится того случая, в то время, когда человек протянул не идеальную своевременно молитву аж до следующего дня либо в то время, когда у него большое количество необходимых долговых молитв, каковые он восполняет неспешно. В последней ситуации лучше, если он будет выполнять долговые совместно со своевременными: утренняя с утренней, полуденная с полуденной и т. д. не смотря на то, что может и в любое второе, позволительное для совершения молитвы время.

4. В случае если человек совершает подряд пара пропущенных молитв, то верным и верным будет чтение азана и икамата перед первой молитвой и чтение лишь икамата перед каждой из последующих. Такое вывод есть самый распространенным у богословов всех четырех мазхабов /8/. Принципиально важно подметить, что чтение азана и икамата

как перед своевременной, так и перед долговой молитвами есть сунной, то имеется желательным, похвальным действием.

5. Все ученые, не считая богословов-шафиитов, говорят об обязательности (вуджуб) совершения пропущенных нескольких молитв в простой для них последовательности. Шафииты говорят о желательности (сунна) /9/. Непременно, это относится тех случаев, в то время, когда нет опасения, что за время совершения пропущенных закончится временной промежуток той, что своевременна на этот момент.

Восполнять пропущенные молитвы возможно в любое время, за исключением запретных временных промежутков, в течение которых молитва не совершается.

Кто обязан восполнять, а кто - нет

1. Человек, осознанно ставший мусульманином, ничего из прошлого восполнять не обязан. Единственное, в случае если, к примеру, приняв Ислам, он не сходу начал делать необходимую молитву либо пропустил необходимый пост, то все это нужно восполнить.

2. В случае если человек был полностью неверующим, но из числа «этнических мусульман», то, начав выполнение религиозной практики, он так же, как и неофит /10/. ничего не восстанавливает.

3. В случае же, в то время, когда человек был носителем постулатов веры, но не выполнял религиозную практику, нужно все восполнить, начиная с периода полового созревания.

Сочетание долговых молитв с дополнительными

По точке зрения богословов-шафиитов, при коллективном совершении дополнительных молитв, к примеру «Таравих», человек при соответствующем намерении может восполнять собственные долговые молитвы. Они уверены в том, что главным в данном вопросе есть схожесть формы совершения молитвы-намаза. То имеется, на пример, простую необходимую (фард) молитву-намаз возможно совершить с дополнительной молитвой (сунной) сообща (коллективно), независимо от того, кто какую делает. Любой из молящихся проговаривает намерение на собственную молитву /11/ .

Ученые ханафитского мазхаба говорили о том, что совершающий сунну (дополнительную молитву) может присоединиться к делающему фард (необходимую), но совершающий фард не может присоединиться к делающему сунну /12/ .

Молитва «Таравих» есть дополнительной молитвой (сунна), исходя из этого, по точке зрения богословов-ханафитов, стоя за имамом, совершающим молитву «Таравих», возможно сделать намерение на любую дополнительную, но лишь не на необходимую молитву (фард).

Что же касается практической стороны, то оба мнения обоснованны, исходя из этого поступать необходимо по обстановке и в соответствии с мнением той группы исследователей (то имеется по мазхабу), заключениям которых человек следует в повседневной религиозной практике.

Путник и восполняемые молитвы

Так как по данному вопросу нет однозначного ответа в Сунне и Коране, исламские богословы применяли косвенную аргументацию, в результате которой, в зависимости от того, на чем делался выговор, показалось два главных мнения.

Богословы ханафитского мазхаба, а вместе с ними и ученые-маликиты думали, что молитва восполняется так, в каком состоянии была пропущена. То имеется, в то время, когда человек пропустил ее, пребывав в положении путника, восполнять он ее обязан будет как раз в сокращенной форме, даже в том случае, если в данный момент уже находится на месте постоянного нахождения. В случае если решил восполнить в пути молитву, которая была пропущена во время нахождения на месте постоянного нахождения, то четырехракяатные восполняются им также в четыре ракяата.

Богословы шафиитского и ханбалитского мазхабов в собственном заключении сделали выговор именно на времени и месте совершения восполняемой молитвы. То, в каком состоянии она была пропущена, не принимается ими во внимание. Принципиально важно, каково положение восполняющего ее в момент совершения молитвы.

Если он путник, то восполняет четырехракяатную молитву, пропущенную на месте постоянного нахождения, в два ракяата. В то время, когда же молитва была пропущена в пути, а восполняется уже дома, то четырехракяатные так четырехракяатными и остаются /13/ .

Вопрос: Пожалуйста, объясните подробно, когда восполнять давно пропущенные намазы? На вашем сайте я читала, что нужно каждый каза-намаз читать в соответствующее время: утренний – до дневного, дневной – до полуденного и т. д. Но я слышала, что во время аср-намаза можно читать только очередной за этот день. В какое время восполнять аср-намазы? Жду Вашего разъяснения. Спасибо.

Именем Милостивого и Милосердного Аллаха!

Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатух!

Пропущенные обязательные намазы могут быть восполнены (в качестве каза-намазов) в любое время дня и ночи, за исключением:

– восхода,

– заката,

– зенита,

– предзакатного времени, когда солнце бледнеет.

Господин Укба ибн Амир (да будет доволен им Аллах) говорил:

ثلاث ساعات كان رسول الله صلى الله عليه وسلم ينهانا أن نصلي فيهن، أو أن نقبر فيهن موتانا: «حين تطلع الشمس بازغة حتى ترتفع، وحين يقوم قائم الظهيرة حتى تميل الشمس، وحين تضيف الشمس للغروب حتى تغرب

«Есть три промежутка времени, в которые пророк (мир ему и благословение Аллаха) запретил нам совершать намаз и погребение (исполнение погребального намаза): – когда солнце восходит, пока оно полностью не поднимется; – когда солнце находится в зените, пока оно не сдвинется; – когда солнце заходит, пока оно полностью не зайдет». (Муслим. Сахих. – № 831)

В любое иное время, кроме указанных промежутков, совершение каза-намазов разрешено. Нет необходимости связывать каза-намаз со временем конкретного намаза. То есть, скажем, восполнение пропущенного зухр-намаза отнюдь не обязательно совершать именно в зухр-время. Вполне можно в зухр-время восполнять пропущенные фаджр-, зухр-, аср-, магриб- и иша-намазы. В хадисе приводятся следующие слова пророка (мир ему и благословение Аллаха):

من نسي صلاة فليصلها إذا ذكرها، لا كفارة لها إلا ذلك

«Кто пропустил намаз, пусть исполнит его, как вспомнит. Иного искупления за это нет». (Муслим. Сахих. – № 684)

В данном хадисе восполнение пропущенного намаза не ограничивается каким-то конкретным промежутком времени. Поэтому при пропуске фаджр-намаза нужно восполнить его сразу, как человек вспомнит об этом. Если он вспомнит об этом в зухр-время, то тогда он его и должен восполнить.

Прочитанное вами на сайте о восполнении в зухр-время пропущенного зухр-намаза, а в аср-время – пропущенного аср-намаза и т. д. является лишь рекомендацией для облегчения восполнения намазов при большом, многолетнем количестве пропусков, чтобы восполнение не стало чрезмерным бременем. То есть это отнюдь не является неким обязательным правилом.

В отношении вашего вопроса об аср-намазе следует отметить, что после него вполне можно совершать каза-намазы вплоть до того момента, когда солнце побледнеет, готовясь к закату. Когда же оно побледнеет и приблизится к закату, в это время каза-намаз совершать нельзя, и лишь после заката его исполнение снова станет допустимым. Единственный намаз, который можно совершать в указанный предзакатный отрезок времени, – это текущий аср-намаз, если он еще не был исполнен. Поскольку солнце в это время еще не зашло, формально время для аср-намаза еще не закончилось, и соответственно его нужно совершить, чтобы он не перешел в разряд пропущенных. Впрочем, отметим, что такая задержка аср-намаза порицается. (Маргинани. Хидоя. – Том 2, стр. 41)

ولا صلاة جنازة » لما روينا » ولا سجدة تلاوة » لأنها في معنى الصلاة إلا عصر يومه عند الغروب لأن السبب هو الجزء القائم من الوقت لأنه لو تعلق بالكل لوجب الأداء بعده ولو تعلق بالجزء الماضي فالمؤدى في آخر الوقت قاض وإذا كان كذلك فقد أداها كما وجبت بخلاف غيرها من الصلوات لأنها وجبت كاملة فلا تتأدى بالنقص

А Аллах знает лучше

Уассалам.

Муфтий Сухайл Тармахомед

Центр фетв (Сиэтл, США)

Отдел фетв Совета алимов (Квазулу-Натал, ЮАР)

Источник: askimam.ru

Раздел о пропущенных намазах:

Об оставлении намазов и о наказаниях на том свете тех, кто пренебрегает ими было рассмотрено нами в предыдущих статьях, из коих следовало, что оставлять намазы или же пренебрегать ими категорически не разрешается по шариату. Сейчас речь пойдет о тех наказаниях, которым подвергнутся на этом же свете оставившие намазы люди.

Относительно человека, оставившего намаз преднамеренно имеются разные мнения имамов, одни даже говорят, что он впадает в неверие независимо от того, что он его оставил, признавая или не признавая его, а другие говорят, что этот момент нужно уточнить, оставил ли он намаз, не признавая его обязанность или из-за своей лени. По шафиитскому мазхабу человек не выходит из религии оставлением намаза, если не отрицает его обязательность или не умаляет его достоинство, а оставил из-за лени. Но в любом случае, ему от наказания не уйти, если не покается и не возместит всё, и казнят его с окончанием времени совершения намаза или времени совместного совершения некоторых из них. Например, если человек оставил обеденный намаз, то его казнят после захода солнца, так как обеденный и послеобеденные намазы в некоторых случаях совершаются вместе совмещённо. А если оставленный им намаз утренний, то при восходе солнца.

Примечание:

Нужно обратить внимание на то, что человека за оставление намаза не накажут, если в течение времени данного намаза у него никто не требовал совершить его, и если ему не угрожал имам или его заместитель, что, если он не совершит молитву, то его накажут при истечении времени данного намаза. Правом таким обладает имам или его заместитель.

Его хоронят как мусульманина со всеми почестями. Желательно у такого человека попросить, что бы он покаялся и возместил намаз. А если намаз оставил, отрекшись от него, не признавая его обязанность, то такого казнят как неверного и на мусульманских кладбищах тоже не хоронят, так как он выходит из ислама из-за пренебрежения к важнейшей из его составных частей. Но такое решение в исполнение не приводится в тот же час, а только после трёхдневного заключения его под арест и дав ему возможность подумать над содеянном. В наши дни такие санкции относительно оставляющих намазы применяются в некоторых арабских странах. Но человек должен знать и понимать, что оставлением намаза он становится приговорённым к смерти, приведут её в исполнение или нет. В множестве немусульманских стран мусульмане не практикуют данные решения, так как в любой стране свой устав и свои законы.

Если намазы оставлены без причины, то нужно немедленно приступить к возмещению и направить все своё время на это, за исключением времени, необходимого для жизненно важных моментов: приём пищи, питья и тому подобное. Такому человеку запрещается совершение желательных намазов, пока он не возместит пропущенные обязательные.

А тот, кто пропустил намаз вследствие овладевшего сна или забывчивости неотложно возмещает в желательном порядке. Возмещать намазы следует непосредственно перед своевременными. Таков порядок возмещения пропущенных намазов.

Намазы, пропущенные без причин нужно возмещать раньше пропущенных по определённой причине. Но, если пропущены все, без причин или с причиной, то желательно соблюдать при возмещении такой порядок, например: возмещать утренний перед обеденным и так далее.

Мухаммад Халиков

Преподаватель Дагестанского теологического института им. Саида-афанди