В каждом автомобиле должен быть установлен работающий звуковой сигнал. Благодаря клаксону водитель может предотвратить аварийно опасную ситуацию на дороге и избежать возможного столкновения. Но часто бывает такое, что гудок отказывается работать. По каким причинам звуковой сигнал на ВАЗ 2110 не работает и как исправить эту проблему – читайте ниже.
[ Скрыть ]
Признаков неисправности звукового сигнала на ВАЗ 2110 или 2112 несколько:
Причин, по которым клаксон отказывается функционировать, может быть несколько:
Если схема клаксона нарушена и гудок перестал работать, то есть несколько вариантов решения проблемы:
Если вы столкнулись с проблемой неработающего клаксона, то вам наверняка будет интересно, как произвести его замену:
Можно ли использовать в «десятке» сигнал от Волги, как установить и как подключить его самостоятельно? В ВАЗ 2110 допускается установка волжского гудка, причем последние могут быть как старого, так и нового образца. Особой разницы между этими деталями нет, разве что тональность будет немного отличаться. Ну и, разумеется, стоимость. Но учтите, что произвести монтаж путем простой замены девайса не выйдет.
Суть заключается в том, что к штатному девайсу подключены два кабеля – один с отрицательным выходом, который идет от кнопки на рулевом колесе, а другой – с положительным. Последний подключен постоянно, он также питает и вентилирующее устройство радиаторного узла. А в волжских девайсах используется только один кабель – положительный, поскольку масса в данном случае подается через корпус, то есть от крепления к кузову транспортного средства. Помимо этого, нужно также учитывать, что в обоих системах используются разные потребители тока – на штатные варианты требуется не более 5 ампер, в то время как на волжские – по 8 ампер на каждый. В итоге получается 16 ампер (автор видео – Мастер Брюс).
Соответственно, для правильного подключения в ВАЗ 2110 изделия от Волги потребуется четырехконтактное реле, вариантов его установки у вас несколько:
Так есть ли смысл самостоятельно ремонтировать клаксон? Если учесть вышеописанные рекомендации, то целесообразность ремонта есть только в том случае, если автовладелец будет максимально аккуратным при его выполнении. Ведь в процессе ремонтных работ есть большая вероятность того, что неопытный автолюбитель сможет повредить проводку в блоке либо неправильно подключит контакты. Поэтому если вы никогда ранее не сталкивались с процедурой ремонта, то лучше доверить это дело специалистам либо просто заменить гудок в сборе.
Неработающий звуковой сигнал на автомобиле – очень опасная неисправность. Самое неприятное, что узнают об этой поломке как раз тогда, когда сигнал нужен больше всего – в опасной ситуации на дороге. Из-за чего может отказать сигнал?
Существует несколько причин, по которым звуковой сигнал может перестать работать. Почти все они электрические и подразумевают простое отсутствие контакта там, где он должен быть. Пройдемся по всем:
Самая первая и легкая проверка, которую можно выполнить при неработающем звуковом сигнале – целостность предохранителя. Если он оказался сгоревшим, значит в машине возможно . Попробуйте вставить целый предохранитель, соответствующий номиналу (). Если он так же сгорит, значит, короткое замыкание реально присутствует. Если нет, то возможно предохранитель просто исчерпал свой ресурс и стоит обратить внимание на другие причины.
Сигнал в большинстве автомобилей включается кнопкой в центре руля. Встречаются вариации с кнопкой в подрулевом выключателе или определенным положением этого самого выключателя, но это редкость.
Внутри рулевого колеса на самом деле присутствует целая куча мест, где может пропасть контакт приведя к отказу «бибикалки». Чтобы понять, где именно они могут располагаться, нужно понять, как вообще включается звуковой сигнал в машине. Посмотрим схему.
Схема подключения звукового сигнала через релеДанная схема подразумевает наличие реле включения сигнала. Такое реле есть на всех современных автомобилях. На отдельной категории автомобилей (например, вазовской классике), реле нет. В этом случае сигнал подключается непосредственно через кнопку на руле.
Управляющий ток от реле передается с рулевой колонки на руль через плавающий контакт. Он может быть один, а может и два. Данные контакты трутся о специальное токопроводящее кольцо, встроенное в руль в месте его крепления к рулевому валу. Благодаря тому, что контакты подпружинены, они постоянно прижаты к кольцу, обеспечивая передачу тока в рулевое колесо в любом его положении.
ВНИМАНИЕ! Все работы, связанные с разборкой рулевого колеса на автомобилях с подушками безопасности, лучше доверить автосервису. Неквалифицированные действия могут вызвать срабатывание подушки, что может привести к травмам, опасным для жизни!
— Истертые контакты
Прижимные контакты на рулевой колонке трутся о контактное кольцо при любом движении рулем и со временем истираются. Рано или поздно может настать момент, когда они уже не достанут до контактного кольца на рулевом колесе и тогда нажатие кнопки сигнала ни к чему не приведет. Чтобы избежать этого, во время для какого-либо ремонта необходимо смазывать контакты и кольцо на руле токопроводящей смазкой, например, графитовой. Подобная обработка уменьшит трение контактов о кольцо и продлит срок их службы.
— Изношенное контактное кольцо
Точно такая же неисправность может постичь и токопроводящее кольцо в руле. Оно так же может истереться и привести к отказу сигнала. Метод борьбы тот же – смазка.
Износ прижимных контактов или контактного кольца имеют коварное свойство: из-за неравномерного износа, контакт может пропадать только при определенных положениях руля. Например, при движении прямо сигнал работает, а в повороте – нет. Подобные симптомы практически всегда однозначно указывают на проблемы в контактной паре «рулевая колонка – руль».
Изношенные контакты и кольцо в руле, как правило, нельзя отремонтировать. Поэтому самый лучший выход замена указанных элементов на новые.
— Окислившиеся контакты внутри руля
Еще одна «рулевая» проблема – окисление внутренних контактов. Из-за большого количества окислов, достаточное количество тока не может пройти через контакты внутри руля и звуковой сигнал молчит. Нужно разобрать рулевое колесо и зачистить контакты.
Следующая группа причин неисправности звукового сигнала – перебитая проводка или отказавшее реле. Провода в цепи питания сигнала могут быть элементарно перебиты, пережаты или даже отключены во время проведения серьезного ремонта. Часто при обратной сборке провода подключают неправильно или вообще не подключают. Убедитесь, что все провода, ответственные за работу сигнала, подключены верно. На ряде автомобилей звуковой сигнал расположен слишком низко, из-за чего в переходные времена года он оказывается в слякоти и воде. Добавляются сюда и смеси, которыми посыпают дороги от гололеда зимой. В таких условиях могут окисляться на самом сигнале и даже отгнивать провода. Проверьте это место.
Если на вашем авто есть реле включения звукового сигнала, то стоит его проверить. Найдите, где находится это реле, используя полную электрическую схему вашего автомобиля, и проведите эксперимент: нажмите на кнопку сигнала и послушайте. Если реле щелкнуло, значит, оно наверняка исправно. Молчит – нужно проверять наличие напряжения при нажатой кнопке на управляющих контактах реле.
Если реле все же щелкает, проверяем наличие напряжения на самом сигнале. Здесь придется действовать с помощником: один держит кнопку сигнала, а другой проверяет напряжение. Проверку можно производить обычной контрольной лампочкой или мультиметром, что надежней. Мультиметр способен показать слабое напряжение, что будет являться признаком сильно окислившихся контактов в цепи питания сигнала или .
Если напряжение приходит, «массовый» провод сигнала не имеет окислов и надежно соединен с кузовом, а сигнал молчит, значит, он сгорел. В этом случае, как правило, «бибикалку» приходится заменять.
Эксплуатация авто с неисправным звуковым сигналом запрещена . В то же время, на легковушках «десятого» семейства клаксон может перестать работать без видимых причин. К одному из проводов клаксона подведён потенциал «+12 ». А вторая клемма должна замыкаться на «массу» при нажатии на клавишу. Рассмотрим, почему не работает сигнал на ВАЗ-2112, и для этого будем проверять контрольные точки.
Иногда восстановить контакт с «массой» удаётся без снятия руля. Пример приведён на видео.
Владельцам авто «десятого» семейства в какой-то степени повезло: , а есть только выключатель. Доказательство приведено ниже.
Схема штатной проводки
Первый шаг – это проверка предохранителя F7. В монтажном блоке он находится в верхнем ряду (седьмой слева).
На одну из клемм предохранителя подаётся напряжение «+12». Проверьте!
Если предохранитель исправен, потенциал «+12» должен быть на одной из клемм клаксона. Заглянем под капот…
Разъём модуля звукового сигнала
Отключаем разъём, проверяем тестером обе клеммы. Второй щуп вольтметра соединяем с «минусом» АКБ.
Стандартной причиной, по которой на ВАЗ-2112 не работает сигнал, является вот что: «плюсовое» напряжение подключено, а контакт с «массой» нарушен. Чаще всего проблема кроется в выключателе.
Всё начинается с контактов разъёма:
Если «шаг 2» не закончился успехом, надо снять руль. Две медные полосы должны «замыкаться» при нажатии – тут всё ясно. Проверку проводят омметром, и при необходимости заменяют выключатель.
Рулевое колесо после демонтажа
Когда руль снят, можно почистить контактные дорожки. Проволочные контакты в колонке тоже должны быть чистыми.
Сначала нужно открутить два самореза под накладкой. Сняв пластик, можно видеть контактную пластину – возможно, проблема была в ней.
Первый шаг по демонтажу
Попробуйте зачистить контакты и снова провести «шаг 2». Если результата нет, берём ключ «на 24» и отворачиваем одну гайку (не до конца).
Руль надо сбить со шлицов
Рулевое колесо сбивают в направлении «на себя». А затем гайку можно открутить полностью.
При монтаже соблюдайте одно правило. Выступ на кронштейне должен зайти в прорезь, сделанную в пластиковом кольце (см. фото).
Монтаж рулевого колеса (первый шаг)
Под решёткой радиатора закреплён единственный модуль. Чтобы его снять, откручивают одну гайку (ключ «на 13»). Предварительно отключают разъём.
Демонтаж, настройка перед монтажом
Надо будет снимать решётку. Это действие сложно выполнить и на «Десятке», и даже на ВАЗ-2112, а сигнал может не работать из-за неисправной проводки. Сначала добейтесь того, о чём говорилось на «шаге 3». И только затем, если нужно, приступайте к замене.
На корпусе клаксона закреплён один регулировочный винт. Выставьте его в среднее положение и проведите проверку.
Артикул новой решётки радиатора – 2110-8401014 (или 8401614, или 8401714).
Стандартный звуковой сигнал Ваз 2110 не отличается особой громкостью и порой его недостаточно для того, чтобы вас заметили. Именно поэтому вместо штатного звукового сигнала многие устанавливают альтернативные варианты гудков, например, от автомобиля Волга. Перед установкой стоит убедиться в том, что уровень звукового сигнала не выше 120 Дб, в противном случае будет проблематично пройти ТО. Каким образом сделать звуковой сигнал громче? Можно полностью заменить стандартный сигнал или установить дополнительные гудки в моторный отсек машины.
Инсталлировать сигнал от Волги можно разными способами. Простой заменой тут не обойтись. Дело в том, что к стандартному звуковому сигналу Ваз 2110 подходят два провода - плюсовой и минусовой: масса подается через корпус, а положительный провод подает ток постоянно, к тому же он кроме этого питает еще и вентилятор радиатора.
Для работы сигнала от Волги нужен только один провод - плюсовой. Минус подается через корпус. Помимо этого здесь осуществляется разное потребление тока. Стандартный звуковой сигнал Ваз 2110 потребляет 5 ампер, а сигнал от Волги - 8 ампер. Именно поэтому здесь мы будем использовать 4-х контактное реле. Реле можно вмонтировать внутри салона в блоке предохранителей либо в моторном отсеке
Для установки реле внутри салона Ваз 2110, нам потребуется сам звуковой сигнал, одножильный провод, широкая клемма «мама», реле 4-хконтактное на 30 ампер и колодка реле. Звуковой сигнал от Волги имеет больший размер, чем штатный, так что установку лучше производить через кронштейны, дабы вибрация не испортила качество звучания.
Предпочтительнее выполнить установку в свободной ячейке в блоке предохранителей.
На 85 контакт присоединяем провод с разъема 13-контактного реле (выключатель звкового сигнала на рулевом колесе). Если смотреть по схеме, то он обозначен серо-черным цветом, а на фото он белого цвета. На свободное место присоединяем провод от 87-го контакта реле.
Для того, чтобы подать плюсовой провод мы прокидываем провод с разъема «Ш5-6» к 30-му контакту реле и через перемычку к контакту 86.
Плюс на сигнал подается при нажатии кнопки гудка, подается он через 87 контакт. Красно-белый провод у сигналов мы не используем, поэтому на него подается ток, соответственно, его нужно заизолировать. Плюсы такого способа: реле расположена в монтажном блоке, а значит туда не будет попадать влага; стандартная проводка находится под капотом, постоянный ток берем отдельно, то есть не берем его с вентилятора радиатора.
Теперь рассмотрим случай с установкой реле в моторном отсеке. Здесь есть отличия от первого варианта, потому что все работы будут проводится именно в подкапотном пространстве. Используем те же материалы, только дополнительно нужно будет приобрести: подвесной предохранитель, 8 штук клемм типа «мама», двухметровая пластиковая трубка. Гудок размещаем в удобном месте, а проводку подключаем по любой из представленных схем:
В первой схеме ток берем с блока предохранителей, через его предохранитель, а во второй схеме плюс используется прямо с аккумулятора, через отдельный предохранитель на 20 ампер. Рекомендуется для подключения клаксонов от Волги на Ваз 2110 использовать именно вторую схему.
Реле желательно разместить в месте, где в него не будет попадать влага. Не помешает обмотать реле изолентой или хотя бы накрыть пакетом.
Берем ключ на 8 и выворачиваем 2 болта крепления решетки радиатора и выщелкиваем 2 нижние защелки, снимаем решетку. Демонтируем стандартный звуковой сигнал, проводку собираем по схеме. Тщательно изолируем все соединения, а провод, соединяющий сигналы между собой, засовываем в гофру. Закрепляем реле в подходящем месте, ставим обратно решетку радиатора.
Если не работает предупреждающий сигнал на ВАЗ-2110, что касается и вентилятора, не стоит сразу обращаться на станцию техобслуживания.
Довольно часто можно встретить и такие причины неполадок: